Александра Панкова
Семинар-практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю».
Подготовила: педагог-психолог Панкова А. О.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач работы МБДОУ д/с № 139 на 2017 - 2018 год.
Задачи:
• Формировать у педагогов понимание об актуальности работы по проблеме приобщения детей к истории и культуре родного края
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Расширить знания педагогов о различных технологиях в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Материалы: карточки с текстом пословиц, 2 ватмана, картинки для коллажа, клей, ножницы, цветные карандаши, карточки с описанием направлений
План семинара:
1. Игровое упражнение «Поздоровайтесь те, кто…»
2. Вступительное слово
3. Групповая игра (конкурсы):
• Представление команд
• Викторина (приложение 1)
• Направления нравственно-патриотического воспитания (приложение 2)
• Устное народное творчество (приложение 3)
• Коллаж
4. Подведение итогов групповой игры
Список литературы
Приложения
1. Игровое упражнение «Поздоровайтесь те, кто сегодня пришёл в хорошем настроении, пришёл в юбке, любит детей, у кого карие глаза, ещё не здоровался, любит свою работу». Цель: создание дружественной атмосферы. Психолог предлагает поздороваться только тем, кто подходит под названный признак. Поздорова
2. Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего семинара-практикума: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю». Что вы понимаете под нравственно-патриотическим воспитанием? (высказывание мнений).
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Основная цель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию – это ознакомление их с ближайшим окружением. В младшем дошкольном возрасте – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской народной культуры. В старшем дошкольном возрасте основным направлением работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
Работа педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников может проходить в нескольких направлениях:
• духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций)
• воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность)
• культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми)
• нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей)
3. Групповая игра
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами, поэтому я предлагаю вам принять участие в деловой игре, в ходе которой мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Игра будет проходить в двух командах (в начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда). А нашу сегодняшнюю игру будет оценивать жюри и за каждый конкурс можно получить максимум 5 баллов.
1 конкурс: «Представление команд». Уважаемые, педагоги, в первом конкурсе вам нужно придумать своей команде название и девиз, нарисовать эмблему. В название команды вы должны отразить то, что связано с нашим краем (все необходимое для лежит у вас на столах, проявите свое творчество и фантазию).
2 конкурс: «Викторина». В этом конкурсе каждой из команд по очереди будут задаваться вопросы, главная задача – отвечать быстро и правильно (совещается вся команда, отвечает один участник). Если команда не знает ответа или долгое время не даёт ответ, ход переходит к другой команде. (Приложение 1).
3 конкурс: «Направления нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Данный конкурс заключается в том, чтобы определить какое из трёх предложенных направлений представлено в ваших карточках (на столах лежат карточки, на слайде - варианты ответов).
(Приложение 2).
4 конкурс: «Устное народное творчество». С чего начинается Родина? Со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Данный конкурс состоит из 2 заданий, в первом задании предлагается собрать пословицу из отдельных слов (каждая команда выбирает слова на карточках). Во втором задании на карточках находятся пословицы других стран в современных трактовках, предлагаю вам их прочитать и подобрать к ним аналог русских пословиц. (Приложение 3).
5 конкурс: Коллаж на тему «Наш родной край». Педагоги составляют коллаж и готовят к нему небольшое сообщение (защитное слово).
Подведение итогов всей игры
Слово жюри.
Приложение 1
«Викторина»
1. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)
2. Что переходит от одного поколения к другому? (Традиция.)
3. Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу – это? (Патриотизм)
4. Традиционный русский женский головной убор? (Кокошник, венец)
5. Три государственных символа Росии (Флаг, Гимн, Герб)
6. Назовите исторические достопримечательности нашего города
7. Самое глубокое озеро в мире (Байкал)
8. Как называлась наша страна в древние времена? (Русь)
Приложение 2
Направления
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. (Экологическое)
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. (Историко-краеведческое)
Приложение 3
1. Составить правильно пословицы
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
2. На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».