Постнова Наталия Викторовна
Семинар-практикум для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать формированию компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
-познакомить родителей с содержанием и задачами развития речи детей раннего возраста в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Особенности развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
-познакомить родителей с приёмами активизации речи детей раннего возраста в условиях семейного воспитания;
-формировать у родителей навыки речевого контакта с детьми.
Средства. Презентация, памятка для родителей, сказка «Курочка Ряба».
Ход семинара-практикума.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар-практикум. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
Слайд 2
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - «О! Как же ты красива!»
Слайд 3-4
Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Всем известно, что ведущая роль в развитие ребенка принадлежит семье.
Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первое знание и умения.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.
Слайд 5-6.
В образовательной программе дошкольного образования нашего детского сада, которая разработана с учётом программы «От рождения до школы», указаны содержание и задачи работы по развитию речи детей раннего возраста. Они представлены на слайдах.
Слайд 7.
Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми приёмами активизации речи детей, которые вы сможете использовать, гуляя или играя с детьми, проводя гигиенические процедуры или занимаясь продуктивными видами деятельности.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
Предлагаю выполнить задание: представьте, что Вы и Ваш ребёнок гуляете по пляжу; начните «разговор с самим собой» по содержанию картинки.
Слайд 8.
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Задание для вас, родители : представьте, что на картинке изображены Вы и Ваш ребёнок; начните «параллельный разговор» по содержанию картинки.
Слайд 9.
Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Слайд10.
Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
Слайд 11
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми (прикосновения, поглаживания).
Слайд 12
Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»
Слайд 13.
Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции, называет их.
Слайд 14-15
Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными способами, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами : через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки, конструирования, лепки, аппликации. Так, старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
Один из приёмов развития речи детей – это пальчиковые игры. Они наиболее доступны пониманию и подражанию для малышей. Развивают мелкую моторику рук, а также стимулируют малышей к проговариванию текста. Эти формы игр способствуют полноценному и развивающему общению ребенка. Следующие приёмы влияющие на развитие речи детей- это артикуляционная, дыхательная гимнастика и подвижные игры с проговариванием слов.
Слайд 16.
Замещение. К трем годам ребёнок способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Слайд 17.
Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
Слайд 18.
Музыкальные игры. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!
Слайд 19.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций книг, показ различных видов театра (настольного, кукольного, пальчикового) так же является основой развития речи детей.
С самого раннего возраста у детей закладываются основы любви к книге, желание узнать из книги что-то новое и интересное. Воспитывает у детей желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
А сейчас мы с вами увидим, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Задание для родителей «Чтение сказки» :
Предлагаю трём участникам нашего семинара-практикума прочитать сказку «Теремок».
Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста.
Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст.
После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Выполнение этого задания показало нам, что эмоциональное чтение и общение глаза в глаза помогает лучше воспринимать текст даже нам, взрослым. А для ребенка на этапе становления речи тем более важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации речи детей, используя разные методы и приемы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности. Поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.