МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей»

Дина Гильфанова
Семинар-практикум для родителей «Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №24 «Кук чэчэк» г. Альметьевск»

Выполнила:

Учитель-логопед Гильфанова Дина Рамильевна

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми старшей группы с ОНР «Игры, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Тема: «Игры, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи детей».

Цель: ознакомление родителей с необходимыми условиями для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей“» размещена в разделах

Задачи:

1) познакомить родителей с играми, направленными на речевое развитие детей-дошкольников в домашних условиях;

2) побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами в жизни детей в детском дошкольном учреждении;

3) формировать у родителей культуру общения с детьми.

Материалы для семинара :

Картинки с изображением разного количества предметов, слайды, экран и мультимедиа проектор, ноутбук, программа Microsoft PowerPoint, авторская презентация по теме, фишки, эмблемы для команд.

Музыка: группа «Непоседы» - «Здравствуй мир».

Ход семинара:

Логопед: «Здравствуйте, дорогие родители. Рада приветствовать на нашем очередном семинаре-практикуме, который будет посвящен грамматическим играм по развитию речи детей». (Слайд)

«Давайте поздороваемся!» - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе. (Слайд)

Звучит музыка. Спокойно по кругуродители передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия. (Родители садятся на стулья)

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Часто встречающие морфологические ошибки в речи детей :

1. Неправильные окончания имен существительных: (Слайд)

-сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «карандашов», «дверев»», ежов», «этажов», «куклов», «девочков», «руков», «дверев», «лошадев»;

-родительный падеж, единственное число: «у кукле», «у маме», «у сестре», «без ложке»;

- не различение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: «видели поросенок», «поймали олень», «посадили дуба»;

-предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: «в лесе», «в носе», «в саде»;

2. Склонение несклоняемых имен существительных: «на пальте», «кофий», «кофию», «на пианине», «в кине».

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных : «ягненки», «свиненка», «котенки», «жеребенки».

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: «домы», «поезды», «окны», «человеки», «большой яблок», «купи мороженую», «папа ушла», «теплая молоко», «платье зеленая», «одеяла разорвалась». (Слайд)

6. Неправильное образование глагольных форм. (Слайд)

- повелительное наклонение: «искай» (ищи, «exaй», «спей» (спой, «склады» (сложи); «скакай» (скачи).

- изменение основы глагола: «искаю» – (ищу, «плескать» - плескаю (плещу, плакать – «плакаю» (плачу, рисовать – «рисоваю» (рисую); мочь – «можу» (могу).

-спряжение глаголов: хотеть – «хотишь» (хочешь, давать – «дадишъ» (дашь, «есть» - едишь (ешь, «спать» - сплют (спят).

7. Образование неправильной формы причастий : «сломатая», «оборватая», «сошитая». (Слайд)

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: «ярчее», «чистее», «хужее», «красивше», «плохее».

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: «у мене болят уши», «у тебе новая платья», «в этим кармане».

10. Склонение числительных: «двое домов», «с двумями», «идите по двоим»; или склонение числительных: «собака с пять щенят», «курица пришла без два цыпленка».

(Слайд) У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей, как употребление ими в родительном падеже существительных женского рода окончания -е (-и) : «у маме», «у мами», «от сестре», «у кукле», «у кукли», «с горе», «без ложке» или употребление существительных среднего рода в женском роде: «моя платья», «теплая молоко», «твоя ружье», употребление слов «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

(Слайд) Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

- на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама принесла?»;

-вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»

-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?», отвечают: «Почему что».

(Слайд) Вашему вниманию сегодня будет представлены игры, которые Вы можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, максимум времени. (В зал под музыку входят дети)

Итак, начнем. Разминка.

Логопед: дорогие родители, поиграем немного с вами.

Наша первая игра называется «А что у вас?»

Цель этой игры : упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и во множественном числе: флажок - флажки, кукла - куклы, мишка - мишки, машинка - машинки, глаз - глаза, ухо - уши, рука - руки, нога - ноги, книга - книги, окно - окна, дверь - двери, курица - куры, утка - утки, гусь - гуси, ботинок - ботинки, дом - дома, стол - столы, стул - стулья, костер - костры, перо -перья, поезд - поезда, дерево - деревья, куст - кусты, цветок - цветы, комар - комары, пчела - пчелы, воробей - воробьи, кресло - кресла. (Слайды)

Игровые правила: образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия: поиск нужной картинки, элемент поиска и нахождения слова в нужной форме.

Ход игры:

Логопед: я вам раздала предметные картинки, на которых изображены предметы во множественном числе. Когда я вам покажу картинку с изображением какого-нибудь предмета в единственном числе на экране, вы находите у себя картинку с таким же предметом, но во множественном числе и называете, что у вас изображено.

Родителям раздаются картинки с изображением предметов во множественном числе. Логопед показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит: «У меня кукла. А у вас?» Взрослый, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня куклы» или «А у меня много кукол». И т. д.

А теперь для того, чтобы нам было интересно, разделимся на две команды. Взрослые со своими детьми. ( Раздаются эмблемы: команда синие и команда зеленые)

Логопед: а теперь я хочу познакомить Вас еще с одной интересной игрой.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель игры : учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал: фишки.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры:

Логопед предлагает родителям поиграть со словами : «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка на экране) Какие они?»

Родители и дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, логопед подсказывает слова, которые не назвали родители. Например:

Яблоки. (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные) Слайд

Ежик. (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый). (Слайд)

Слон. Дерево. Каша. Торт. Лев. (Слайды)

Какая команда назовет больше определений к слову - получает фишку.

Дома вы со своим ребенком во время игры, задаете наводящие вопросы, например: «Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро бежит, «У него большие ушки?» и т. д.

Когда Ваши дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между остальными членами семьи соревнование «Кто назовет больше слов?».

Логопед: следующая игра «Доскажи словечко»

Цель игры : подбирать однокоренные слова.

Правила игры : в этой игре участвуют дети команд. Если у команды нет ответа, либо не верный, родители могут подсказать только мимикой либо жестами, но не в коем случае голосом. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Ход игры : ведущий читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (Снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (Снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается… (Снежок)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… (Снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка -(Снегурка.)

На снегу – то посмотри-

С красной грудкой (Снегири.)

(Для обеих команд)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег)

Логопед: молодцы, справились с заданием.

Логопед: игра «Назови ласково»

Цель: образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры : логопед произносит фразу и бросает мяч каждому игроку. Участник возвращает мяч и изменив фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Все словосочетания сопровождаются слайдами.

За каждый правильный ответ команды получают фишки.

В эту игру хорошо играть дома и без мяча, даже во время готовки ужина или других бытовых дел.

Логопед: игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Правила игры : произносить правильно слово.

Ход игры : логопед поочередно каждой команде задает вопрос (Какой суп из) и на экране появляется картинка с изображением крупы или мяса. Игрок должен ответить образовав относительное прилагательное. Например: Суп из фасоли – фасолевый. И т. д.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки… ?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина,граната … ?

Та команда, которая назвала наибольшее количество правильных ответов, получает фишку.

Дома с детьми необходимо привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Логопед: игра направлена на формирование правильной речи.

Игра называется «Киоск открыток».

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением спортсменов, их можно взять из спортивных журналов, раскрасок, скачать несколько картинок из интернета.

Дидактический материал: карточки с изображением спортсменов: хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, конькобежцы, лыжники, гимнастки.

Игровые правила: образование слов - названий спортивных специальностей.

Игровые действия: отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры:

Родители, обеих команд подходят к столу с заготовленными карточками. Они перевернуты, рисунком вниз, так, чтобы ни один игрок не мог заранее увидеть изображение.

Родители по очереди выбирают открытки, не показывают и не называют изображенных спортсменов и начинают изображать движения спортсменов. Дети отгадывают. Родители дарят эту открытку отгадавшему. Дети должны правильно назвать спортсмена и вид спорта. Та команда, которая набрала большее число открыток, получает фишку.

Логопед: в домашних условиях, в этой игре задача взрослого дать детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать «плавщиком», «плывуном», «плавильщиком» и т. п. Если ваш ребенок не назовет слово правильно, вы, родители, подсказываете или называете его.

Логопед: а теперь подведем итоги. Команды считают заработанные фишки.

Обе команды старались, обе команды молодцы!

Детям раздаются призы. Для родителей отдельно памятки с играми.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СП. : Союз, 2001

2. Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СП. : Союз,1999

3. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М. : 1999

Электронные источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-roditelei-tema-gramaticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi-detei.html

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей»
Опубликовано: 13 октября 2022 в 14:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Дина Гильфанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД