Елена Мануйлова
Семинар-практикум для родителей «Цветные числа» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Цветные числа»
Цель:
Способствовать повышению интереса родителей к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.
Оборудование:
Палочки Кюизенера на каждого родителя, карточки, демонстрационный материал.
Вступительное слово:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Цветные числа“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы познакомится с новой технологией обучения детей математике. Мы будем все вместе играть в математические игры с использованием палочек Кюизенера. Сейчас я вам немножко расскажу про этот уникальный дидактический материал.
1. Теоретическая часть.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Одной из таких технологий являются палочки Кюизенера.
Поэтому, целесообразно использовать в математике дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.
Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. д.
Воспитатель должен уловить момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание детей на цвет палочек : выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета, высокие домики, низкие.
Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками можно хорошо известными нам приемами: для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане — желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького медвежонка – узкую голубую. Таким образом, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.
При использование цветных чисел, реализуется еще один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по этим параметрам)
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- осваивать прямой и обратный счет.
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на., пользоваться знаками сравнения.
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- познакомить со свойствами геометрических фигур.
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.)
- развивать логическое мышление, внимание, память.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Использование в работе «Палочек Кюизенера» позволяет воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
2. Практическая часть:
А сейчас мы с вами перейдем к практической части. Мы будем играть. Первая игра называется «Цветные коврики».
Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Возьмите одну какую-либо палочку (например, желтую) и составьте ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивайте палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Так мы выкладываем восстав числа пять.
- Цветом : «Желтый – это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
- Числами : «Пять – это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один».
- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами) : 1 и 4, 4и 1, 2 и 3, 3и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.
Игра «Найди нужную палочку»
Цель: Учить с помощью палочек складывать и вычитать
Ход игры.
Необходимо подвести к понятию, что при сложении 2 палочки ставим рядом друг с другом. Ответ подбираем внизу.
При вычитании из большей палочки вниз слева кладем вычитаемую палочку, справа получаем ответ.
На доске пример: 6+2, найдите палочку равную сумме фиолетовой и розовой. Родители подбирают ответ. Получается число 8 (бордовая)
На доске пример: 7-3, найдите палочку черного и голубого цвета и подберите ответ – 4 красная.
Игра «Веселый поезд»
Цель: Учить строить всевозможные комбинации из трех цветов с помощью перестановок.
Ход игры.
Возьмите 3 палочки: красную, фиолетовую и бордовую и постройте поезд разными способами:
Кр-ф-б кр-б-ф ф-б-кр ф-кр-б б-кр-ф б-ф-кр
Сколько вариантов поездов у вас получилось?
А теперь запишем их цифрами:
4-6-8 4-8-6 6-8-4 6-4-8 8-4-6 8-6-4
Игра «Вставь пропущенную цифру»
Цель: Выстраивать палочки по заданной схеме, углублять знания о составе числа из двух меньших чисел.
Ход игры.
Раздаю схемы на каждого родителя. По схеме постойте цветной коврик, будьте внимательны, где пропущены цифры справа или слева. Выкладывают коврик из цветных палочек.
Итог:
Наш семинар закончился, я вас всех благодарю за участие и предлагаю вам выбрать рисунок, который соответствует вашему настроению. Если вам было занимательно, интересно, то нарисуйте лучики на веселом солнышке, а если было скучно и неинтересно, то на грустном.
(на доске 2 рисунка солнца – веселого и грустного)