Хансевярова Альфия Хусаиновна
Семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
Семинар - практикум для родителей
«Познавательное развитие детей раннего возраста»
Цель: Содействовать овладению родителями основных приемов, которые способствуют познавательному развитию детей раннего возраста в домашних условиях.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Познавательное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: смайлики (красный, жёлтый, синий, стаканчики цветные, помпоны, разрезные картинки, карточки с образцами для игры «Стаканчики и помпоны», картинки, игрушки.
Ход семинара-практикума
Слайд 1.
Уважаемые родители очень рада вас видеть.
Послушайте историю.
Маленькая Маша с мамой пришла на берег моря.
- Мама, можно я поиграю в песке?
- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.
- Мама, купи мне мороженое.
- Нет. Ты простудишь горло.
Маленькая Маша начала плакать. Мама повернулась к стоявшей неподалё ку женщине и сказала: Вы когда-нибудь видели такого непослушного ребёнка?
Что вы можете сказать по поводу данной ситуации? Правильно ли мама в данной ситуации поступает?
Поразмышляйте над ситуацией и скажите, будет ли ребёнок познавать окружающую среду, если его в этом ограничивать?
Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует всё и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир.
Слайд 2. Прочитайте высказывания.
Прослушав историю о непослушном ребёнке и прочитав высказывания, как вы думаете, на какую тему мы с вами сегодня поговорим?
Слайд 3. Да вы правы. Наша сегодняшняя тема: «Познавательное развитие детей раннего возраста»
Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира.
Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.
Как вы понимаете, что такое познавательное развитие?
Говорите своими словами, как вы думаете (варианты ответов и их краткий анализ)
Слайд 4. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, память, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Слайд 5. Как вы считаете, зачем нужно развивать познавательные процессы : внимание, память, мышление? Внимание, память и мышление — это невероятно важные психические процессы, и начать развивать их лучше в раннем возрасте. Хорошая память помогает детям быстро усваивать знания, мышление — правильно воспринимать информацию и сопоставлять факты, внимание — быть избирательным и уметь концентрироваться на самом важном.
Слайд 6,7 В раннем возрасте (к 3 годам) восприятие носит предметный характер, т. е свойства предмета (цвет, форма, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним.
С какого возраста можно начинать развивать такие процессы : как память, внимание, мышление? Развивать можно уже с 2 лет, потому как в этом возрасте малыш начинает интересоваться окружающим его миром. К примеру, обращать внимание на разнообразные цвета и формы предметов.
Как вы думаете, что способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки? Самый любимый вид деятельности у детей? Конечно, это игра.
Для развития познавательных процессов можно использовать разные игры и упражнения.
Попробуем и мы с вами поиграть в игры на развитие восприятия.
Игра «Разбери по цвету». Рассортируйте цветные помпоны, разложите в чашечки по цветам.
Игра «Заполни картинку». Заполните недостающие части на картинках камешками по цвету. (подготовить шаблоны для выкладывания камешков)
Слайд 8, 9 Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения. В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания
Сколько длится внимания ребёнка раннего возраста?
У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут.
Сейчас в игры на внимание поиграем и мы с вами.
Игра «Разрезные картинки» Сложите из частей, целую картинку.
Игра «Соедини» Соберите одну целую картинку, вставив один стаканчик в другой.
Слайд 10,11 Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний
Рассмотрите внимательно картинки с предметами (картинка убирается). А теперь расскажите, что на картинке было изображено?
Игра «Что изменилось?». Посмотрите внимательно на картинку переверните её и скажите, что изменилось?
Слайд 12,13 Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению, умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений
Для понимания процесса развития мышления, вам уважаемые родители предоставляются игры.
Игра «Предметы с картинками». Возьмите подходящую картинку и положите её рядом с игрушкой.
Игра «Стаканчики и помпоны». Перед вами выложены карточки с образцами, разложите помпоны в стаканчики по образцу.
«Игра – опрос» -для родителей.
Педагог-психолог: перед тем как подвести итог, проведём с вами родители мини-опрос касаемый игр с детьми дома.
Уважаемые родители прошу вас вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляйте смайлик красного цвета, не всегда –жёлтого, никогда – синего.
1. каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх из детства
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Если вы подняли больше красных смайликов, значит, игра вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных. Ведь игра –это самое интересное и главное в жизни ребёнка.
Уважаемые родители, в семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас и интеллектуальные способности.
А теперь подведём итог нашей встречи. Перед вами лежат смайлики, ознакомьтесь со значением каждого цвета и обозначьте соответствующим цветом ваше отношение к нашей сегодняшней встрече.
Слайд15. Рефлексия «Смайлик» :
-на сегодняшней встрече я не узнал (а) ничего нового;
-было интересно и познавательно, но не уверена, что эти игры будут интересны моему ребёнку;
-было интересно, обязательно будем играть дома в игры с ребёнком на развитие познавательных процессов.
-Благодарю вас за нашу сегодняшнюю встречу, желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком!
Если вас заинтересовала данная тема вы можете взять буклеты развитие познавательных процессов детей раннего возраста с подробным описанием игр.