Казанцева Анжела
Семинар-практикум для родителей «Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для родителей "Пальцы помогают говорить"
Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
План проведения:
1. Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.
2. Практическая часть: игры и упражнения.
3. Принятие решения собрания.
Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
«Рука-это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)
«Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель)».
листы бумаги с надписями:
«Удачным сегодня было.»
«Я задумалась.»
«Мне бы хотелось в следующий раз.»
«Мои предложения и рекомендации.»
Ход семинара-практикума
Ведущий : Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»
Угадайте, как их звать?
(пальцы)
Ведущий : Правильно. Речь идет о пальцах. Тема нашего семинара-практикума посвящена как раз им, а точнее развитию мелкой моторики рук у ребенка. Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи.
Но прежде, чем начать работу практикума, давайте поприветствуем друг друга. (бросают мяч друг другу и говорят комплимент.)
Игра-приветствие.
Ведущий: На примере игры можно увидеть, как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы, это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу - задействовалось мышление.
Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется.
Наши мамы, бабушки, забавляли нас играми в «ладушки», в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Т. к., поглаживание, похлопывание и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста – это более сенситивный период.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
Итак, развитие мелкой моторики приводит к тому, что ребёнок начинает говорить раньше; у них быстрее формируется правильная речь; реже встречаются логопедические дефекты речи; в школе быстрее формируются навыки письма и практически не встречается дисграфия.
Разрешите задать вам вопросы:
1. Занимались ли ваши родители с вами развитием кистей и пальцев?
Ответ родителей
2. Как?
Ответ родителей
3. Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей?
Ответ родителей
4. Для чего вы это делаете?
Ответ родителей
5. Что дает занятие с пальчиками детям?
Ответ родителей
Ведущий: Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение.
Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме, Сейчас мы будем играть и пальчики развивать. (пальчиковые игры с родителями)
Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные, эмоциональные. Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.
Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в «сухом бассейне».
Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто.
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Также ребёнок может отыскивать там мелкие игрушки.
Насыпаем в кружку горох и начинаем перекладывать горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и мизинцем.
Рисование по крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).
Массировать пальчики можно зубной щеткой, мячиками-ежиками, шишками, грецкими орехами, карандашами и др.
Игры с пробками от бутылок. Две пробки кладём на стол резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» :
Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.
Игры с прищепками.
Игры с бусинами, макаронами. Нанизывание предметов, создавая бусы.
Игры шнуровки. Можно использовать как фабричные, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.
Для развития мелкой моторики успешно используется пальчиковый театр. Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей.
Развитие мелкой моторики, речи — важнее перед школой, чем умение писать и читать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию психических функций.
А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру «Закончи предложение «(Родителям раздаются листочки с началом предложения :
«Удачным сегодня было ….
«Я задумалась ….
«Мне бы хотелось в следующий раз …
«Мои предложения и рекомендации.
Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова: «Движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения».
Подведение итогов.
Решение родительского собрания :
1 Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях, используя рекомендации, материал собрания.
2 Заботиться, чтобы деятельность детей была успешной- это будет подкреплять их интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.