Алла Богданова
Консультация для педагогов «Пальчики говорить нам помогают»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме: «Пальчики играют – говорить нам помогают»
(рассказываем сказки при помощи пальцев)
Уважаемые педагоги!
У детей при ряде нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев руки, которые тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их коррекционному обучению и воспитанию предусмотрены воспитательно-коррекционные направления.
Публикация «Консультация для педагогов „Пальчики говорить нам помогают“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проблеме развития моторной ловкости у детей дошкольного возраста и в частности при речевых нарушениях посвящены работы известных отечественных исследователей, среди них такие авторы как, Н. С. Жукова, Е. М. Мастыкова, Т. Б. Филичесва, Н. И. Кузбмина, которые описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Выяснено, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее. От пальцев.
Это факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторного развития, путём тренировки движений пальцев рук.
Тренировки пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Проводятся разглаживания и поглаживания ежедневно в течении 2-3 минут.
Уже с 7 месяцев можно производить активные движения для пальцев рук, привлекая туда движения большого пальца. Упражнения подбираются с учётом возраста, уже в этом возрасте малышу можно давать деревянные шарики различного диаметра, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, перекладывать из ручки в ручку карандаши и колечки.
В возрасте года уже доступно развязывание бантиков, простые движения шнуровки. Хорошую тренировку дают потешки с движениями.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому, дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
(при этом указательный палец правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки). Затем по очереди загибает мизинец, безымянный. Средний, указательный и большой пальцы.
Возможен другой вариант этой потешки:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому, дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе ничего нет!
(при этом большой палец не загибается)
Для развития кистей рук и пальчиков можно предложить следующие упражнения:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(поочерёдно загибаются пальчики ведущей руки).
Если упражнения вызывают трудности можно удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Это пальчик хочет спать!
Этот пальчик – прыг в кровать!
Это пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики, Ура!
В детский сад идти пора.
(загибаются пальчики поочерёдно, сначала на ведущее, затем на другой руке).
Приучайте ребёнка рассказывать и показывать с помощью пальчиков не только сказки, но и самые разные истории, которые малыш слышал или сочинял сам. Такие игры развивают не только воображение и активность, а также координацию пальцев рук. А также при том развиваются творческие способности, Эти упражнения помогают детям легко пересказывать знакомые тексты.
Где только не побывали наши любознательные пальчики, что только не повидали.
Многое узнали за это время и многому научились. Они даже могут показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.
Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения, обычно это применяется с детьми старшего дошкольного возраста. В этом случае взрослый демонстрирует упражнение и просит повторить. Самым сложным считается выполнение упражнения по словесной инструкции. Применяется при работе со старшими дошкольниками и имеет дополнительной целью развитие слухового внимания и умение выполнять движения по сложной или многоступенчатой словесной инструкции, также при этом проводится работа по развитию пространственной ориентации.
В логопедической группе для детей с ОНР упражнения пальчиковой гимнастики (по возможности) совмещают с изучаемыми лексическими темами или разучивают комплексами и повторят в течение определённого периода обучения. Так, например, упражнение «Лодочка» используется при изучении темы «Транспорт» или в третьем периоде обучения по коррекционной программе (март – май).
Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с упражнениями по конструированию из палочек или спичек. Например, В. Цвынтарный рекомендует проводить занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук в по двух блокам:
- работа с пальчиками;
- работа со счётными палочками.
В первом блоке представлены упражнения пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением, во втором – задания по конструированию со стихотворным сопровождением этапов действий ребёнка.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, а особенно, у детей с речевой патологией можно использовать пересказ небольших текстов с опорой на пальчиковые упражнения.
При выполнении упражнений и конструировании с использованием стихов тренируется не только моторика рук, но и слуховое внимание и память.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
(ладони направлены под углом, кончики пальцев
соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх).
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднесли к глазам)
Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
(Четыре пальца (указательный. Средний, безымянный и мизинец – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).
Бантик (Внучка)
У Валечки на голове
Сидит бабочка на косе
(пальцы правой и левой руки в колечки, соединить колечки между собой)
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями уберу.
(ладони к себе, пальцы переплетены между собой,
выпрямлены и направлены тоже к себе).
Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(большой и указательный палец в колечки.
Обе руки сцеплены. Перебираем пальчики, меняя положение рук).
Шарик
Надуваем быстро шар.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
(все пальчики соприкасаются, образуя круг.
Для этого они раскрыты максимально).
Лодка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро,
мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх).
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь вертикально вверх, правая сжата к кулак
и прислонена к ней)
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крошка, как ладошка.
(левая ладонь в кулак, правая ладонь на кулачке.
Можно делать попеременно под счёт).
Корзинка
В лес корзинку я беру.
И грибы в неё кладу.
(ладони на себя, пальчики переплетаются
и локти разводятся в стороны.
Ладони как бы разъезжаются в стороны и между пальцами образуются зазоры).
Колокольчик
Колокольчики все звенят.
Язычком ионии шевелят.
(пальцы в «замок», средний палец правой руки пропустить вниз,
как язычок колокольчика).
Замок
Пальцы сплетём, и замок мы получим.
Повторим ещё – и получится лучше.
(сплести все пальцы в замок и удерживать какое-то время).
Дед
Жил был дед.
Было ему много лет.
(обвести двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
Бабка
С дедом бабка жила
И блинов ему пекла.
(изображаем, как завязывается под подбородком уголки платка).
Собака
У собаки острый носик,
есть и шейка, есть и хвостик.
(правая ладонь на ребро, большой палец поднят вверх.
Мизинец опустить вниз, шевелить им).
Кошка
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
(средний и безымянный палец упираются в большой,
указательный и мизинец подняты вверх и немного загнуты).
Лошадка
У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.
(обхватить левую ладонь правой ладонью,
поднять вверх большие пальцы, левая ладонь выпрямлена).
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(ладонь вниз, средний и безымянный соединить
с большим, указательный и мизинец выставить вперёд).
Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
(соединить все пальцы в пучок и немного прогнуть
в виде головки птицы).
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(указательный и большой соединить.
Остальные поднять вверх растопырив, как гребешок у петуха).
Гусь
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(предплечье руки вертикально, ладонь согнуть под углом,
указательный палец опирается на большой.
Все пальцы остальные держать вместе)
Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
(обхватить все пальчики правой руки
левой ладонью и шевелить пальчиками).
Яичко
Курочка села на крыльцо
И снесла тебе яйцо
(закруглить пальцы и соединить кончики – показать воображаемое яичко).
Птичка
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
(ладони к себе, скрестить и соединить между собой большие пальцы)
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу-бу.
(руки в кулак, прижаты. Большие пальцы вверх (ушки,
указательные пальцы вместе : они выставлены на вас (нос).)
Скворечник
Скворец в скворечнике живёт
И песню звонкую поёт.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу,
мизинцы прижаты (как лодочка,
а большие пальцы загнуты вовнутрь).
Зайчик
Ушки длинные у зайца.
Из кустов они торчат,
И прыгает, и скачет.
Веселит своих зайчат.
(пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный
и средний пальцы, шевелить в стороны и вперёд).
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой шуршит.
(средний и безымянный палец упираются в большой,
указательный и мизинец подняты и загнуты вниз)
Лиса (Волк)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
(ладошки «лодочкой» вперёд. Поднять вверх
большие пальцы и загнуть мизинцы, прижав их друг к другу,
в виде мордочки)
Черепаха
Черепашка ползла.
Свой домик везла.
(пальчик в кулак, ладонь вниз, выставить большой
пальчик вперёд, как голова у черепашки)
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
(пальчики в кулачок, выставить вперёд мизинец
и указательный палец)
Краб
Краб ползёт по дну,
Выставив свою клешню.
(Ладони вниз, пальцы скрещены. Пальцы опираются в стол. Перебирать пальцами, имитируя ползание краба в одну, а затем в другую сторону).
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зелёного цвета.
(прижать ладони друг к другу тыльной стороной)
Давайте вспомним несколько хорошо знакомых всем народных русских сказок и попробуем их показать с помощью маленьких артистов – наших пальчиков. При этом педагоги могут использовать изображения сказочных персонажей на картинках или сюжетные картинки с изображением событий сказки. Также возможно привлечение кукол из детского настольного театра.
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед (обвести двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)и баба (изображаем, как завязывается под подбородком уголки платка). И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучать пальцем по столу, а детям постарше показать пальчиковое упражнение «Курочка» : соединить все пальцы в пучок и немного прогнуть в виде головки птицы). Снесла курочка яичко (закруглить пальцы и соединить кончики – показать воображаемое яичко). Да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучать кулачком по столу, не разбил. Баба била, била (постучать повторно, не разбила. Мышка бежала (для детей младшего возраста –
«пробежать» всеми пальцами по столу, для детей постарше – только двумя пальцами – указательным и средним). Хвостиком махнула (помахать указательным пальчиком) – яичко упало и разбилось. (уронить расслабленные руки на колени). Дед плачет (закрыть лицо ладонями, баба плачет (повтор движений). А курочка (упражнение «Курочка») кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба, я вам снесу яичко упражнение «Яичко»)
Русская народная сказка «Репка»
Посадил дед (упражнение «Дед») репку (упражнение «Репка» - двумя руками сверху вниз «нарисовать» в воздухе круг с заострённым кончиком – по форме репы). Тянет, потянет, вытянуть не может (вздохнуть, пожать плечами). Позвал дед бабку (упражнение «Бабка»). Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут вытянуть не могут.
Позвала бабка (упражнение «Бабка») внучку (упражнение «Бантик» - двумя пальцами : большим и указательным изобразить колечки, соединенные друг с другом). Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. дедку, дедка за репку. Тянет, потянет, вытянуть не может (вздохнуть, пожать плечами).
Позвала внучка Жучку (упражнение «Собачка» - большой, указательный и средний пальцы вместе, безымянный и мизинец немного приподнять как ушки). Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. дедку, дедка за репку. Тянет, потянет, вытянуть не может (вздохнуть, пожать плечами).
Позвала Жучка кошку (упражнение «Кошка» - большой, средний и безымянный палец вместе, указательный и мизинец вверх в виде ушек у кошки). Кошку за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. дедку, дедка за репку. Тянет, потянет, вытянуть не может (вздохнуть, пожать плечами).
Позвала кошка мышку (упражнение «Мышка»). Мышка за кошку, кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. дедку, дедка за репку. Тянет, потянет, вытянуть не может (вздохнуть, пожать плечами).
Русская народная сказка «Теремок»
Стоял в поле теремок (упражнение «Домик» - все пальцы вместе в виде треугольника, оставить мизинец в виде крыши). Скакала мимо лягушка (упражнение «Лягушка» - большой палец удерживает согнутые средний и безымянный палец, указательный и мизинец согнуты как глазки у лягушки). Спросила лягушка: «Теремок, теремок, кто в теремочке живёт?». Никто не ответил лягушке. Вошла она в теремок и стала там жить.
Бежала мимо мышка (упражнение «Мышка»). Спросила: «Кто в тереме живёт?». Лягушка ответила ей. Попросилась мышка в теремок. Стали они жить вдвоём. (показать число пальчиками)
Скакал мимо зайчик. Спросил: «Кто в тереме живёт?». Лягушка и мышка ответили ему. Зайчик попросился к ним. Стали они жить втроём. (показать число пальчиками)
Бежала мимо лисичка. (упражнение «Лисичка» - от упражнения «Пароход» - пальцы сделать в виде лодочки. Большие пальцы поднять вверх, указательные загнуть друг к другу, в виде глаз животного). Спросила: «Кто в тереме живёт?». Лягушка, мышка и зайчик ей ответили. Лисичка попросилась к ним. Стали они жить вчетвером. (показать число пальчиками)
Бежал мимо волк. (Упражнение «Волк» аналогично упражнению «Лисичка»). Спросил: «Кто в тереме живёт?». Лягушка, мышка, зайчик и лиса ему ответили. Волк попросился к ним. Стали они жить впятером. (показать число пальчиками).
Вот из леса вышел медведь (упражнение «Медведь» аналогично упражнению «Мышка»). И тоже направился к теремочку (упражнение «Домик» - держать по тексту до следующего упражнения). Спросил: «Кто в тереме живёт?». Животные ему ответили. Медведь попросился к ним. Звери испугались и сказали, что в теремке очень тесно. Но медведь их не послушал и полез на крышу. Теремок развалился (расслабленные руки опустить на колени). Звери бросились врассыпную – кто куда.
Украинская сказка «Рукавичка»
(Аналогично сказке «теремок», но вместо упражнения «Домик», упражнение «Рукавичка» - раскрытая ладонь»).
Русская народная сказка «Колобок»
Жили-были дед (упражнение «Дед») и баба. (упражнение «Бабка»).Попросил дед бабку испечь колобок (упражнение «Шарик» - пальчики ведущей руки в кольцо).
Бабка испекла Колобок и положила на окошко (упражнение «Окошко» - пальцы в виде треугольника, большие согнуть и соединить вместе в виде подоконника). Полежал Колобок на окошке и покатился по дорожке (упражнение «Дорожка» - пальцы вместе, ладошкой вверх держать обе руки параллельно).
Катится Колобок, а на встречу ему зайчик. (упражнение «Зайчик»). Зайчик хотел съесть Колобка, но тот спел песенку и покатился дальше. (помахать рукой).
Катится Колобок, а на встречу ему волк. (упражнение «Волк»). Волк хотел съесть Колобка, но тот спел песенку и покатился дальше. (помахать рукой).
Катится Колобок, а на встречу ему медведь. (упражнение «Медведь»).Медведь хотел съесть Колобка, но тот спел песенку и покатился дальше (помахать рукой).
Катится Колобок, а на встречу ему лиса. (упражнение «Лиса»). Лиса хотела съесть Колобка, но тот спел песенку. Лиса попросила сесть его на нос. Колобок согласился, а лиса его «Ам!» - и съела. (ладонь сжать в кулак).
Русская народная сказка «Алёнушка и лиса»
Жили-были дед (упражнение «Дед») и баба. (упражнение «Бабка»). Была у них внучка Алёнушка. (упражнение «Бантик»). Попросилась однажды Алёнушка в лес с подружками за ягодами (упражнение «Колечки»). Бабушка и дедушка отпустили её. Алёнушка пошла в лес и заблудилась. Страшно девочке в лесу (упражнение «Деревья» - ладони тыльной стороной прислонить друг к другу и раскрыть все пальцы, как ветки у дерева).
Залезла Алёнушка на самое высокую ёлку (упражнение «Ёлочка» - переплести пальцы в замок и поднять их вверх раскрывая, села на ветку и заплакала (закрыть глаза руками, изображая плач).
Скакал мимо зайчик. (упражнение «Зайчик», услышал плач девочки, посмотрел наверх и заметил Аленушку. Спросил зайчик: «Что ты Алёнушка плачешь?», девочка сказала, что она заблудилась. Зайчик предложил ей проводить до дома, но девочка не согласилась. Зайчик убежал. Алёнушка вновь сидит и плачет (закрыть глаза руками, изображая плач).
Бежал мимо волк. (упражнение «Волк», услышал плач девочки, посмотрел наверх и заметил Аленушку. Спросил волк: «Что ты Алёнушка плачешь?», девочка сказала, что она заблудилась. Волк предложил ей проводить до дома, но девочка не согласилась. Волк убежал. Алёнушка вновь сидит и плачет (закрыть глаза руками, изображая плач).
Проходил мимо медведь (упражнение «Медведь»). услышал плач девочки, посмотрел наверх и заметил Аленушку. Спросил медведь: «Что ты Алёнушка плачешь?», девочка сказала, что она заблудилась. Медведь предложил ей проводить до дома, но девочка не согласилась. Медведь ушёл. Алёнушка вновь сидит и плачет (закрыть глаза руками, изображая плач).
Сидит Алёнушка и плачет. Бежала мимо лиса. (упражнение «Лиса»).Заметила на елке девочку. Спросила лиса: «Что ты Алёнушка плачешь?», девочка сказала, что она заблудилась. Лиса предложила проводить её до дома. Девочка согласилась, слезла с дерева. Села на спину лисе. Скоро лиса прибежала в деревню. А там дедушка (упражнение «Дед») и бабушка (упражнение «Бабушка») ждут свою внучку. Обрадовались они и стали лису благодарить. (рукопожатие ладонями обеих рук друг об друга)