Любовь Медведева
Консультация для родителей «Пальчики помогают красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики помогают красиво говорить»
Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками; есть ли у него мозаика, мелкий конструктор; дают ли родители возможность своему ребёнку самостоятельно почистить варёное яйцо или мандарин. Ведь игры и манипуляции с мелкими предметами способствуют развитию тонких движений пальцев рук ребёнка (мелкой моторики, что в свою очередь благоприятно сказывается на становлении его речи.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчики помогают красиво говорить“» размещена в разделах
Наглядный пример тому, как пальчики "помогают" язычку, постоянно наблюдают логопеды: ребёнок, выполняющий двигательные артикуляционные упражнения для язычка (щёлкает им, достаёт кончиком нёбо и т. д., может непроизвольно растопырить пальцы, шевелить ими. Язычок тоже умеет "помогать" пальчикам : у ребёнка, сосредоточенно пишущего, рисующего, он так и норовит высунуться изо рта!
Такая взаимосвязь движений пальцев с речевой функцией сложилась исторически, в ходе развития человечества. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала развить тот язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
У детей с речевой патологией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Воспитатели детских садов знают, насколько эти дети бывают беспомощны обслужить себя : застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки; они неумело пользуются ножницами, закрашивают, лепят; у них не получается правильно держать в руке карандаш или ложку. Таким детям просто необходимо специально тренировать мелкие движения кисти! Это будет способствовать улучшению движений артикуляторных органов: (губ, языка, нижней челюсти и т. д., подготовит кисть руки к письму. Такая тренировка повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка.
Занятия изодеятельностью и ручным трудом, пальчиковый «Театр» и другие игры с пальчиками в детском саду наряду с другими задачами развивают мелкую моторику дошкольников.
А как вы, дорогие родители, заботитесь о развитии пальчиковых умений своего малыша?
Иногда педагоги слышат от детей, что у них дома нет пластилина, красок, цветных карандашей. Это недопустимо. А вот покупать фломастеры ребёнку с плохо развитыми пальчиками не рекомендуется : в отличие от карандаша, фломастер не требует большого напряжения мышц пальцев, следовательно, слабо их развивает.
С 4-х лет поощряйте работу ребёнка с ножницами. Более старшим дошкольникам можно доверить неострый нож – нарезать варёную морковку на салат. В 6-7 лет ребята могут начать осваивать шитьё и пришивание пуговиц.
Покажите ребёнку, какую фигурку можно выложить из счетных палочек или спичек - ракету, машину, кораблик, танк, солнышко, флажок, домик и др. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зёрен и т. д.) по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счётах.
Очень увлекательна работа с природным материалом: выкладывание узора из дынных и арбузных семечек на листке картона с накатанным слоем пластилина или же изготовление «рябиновых» бус.
Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки, грецкого ореха, шарика Су Джок. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти оказывает массаж – поглаживание пальцев, слегка надавливая, в направлении от кончиков к запястью.
.
Хотелось бы порекомендовать способы и приё мы развития ручной умелости в домашних условиях:
Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
Не забывайте фольклорные игры типа: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Повторяйте также пальчиковые игры, разученные ребёнком в садике.
Помните: дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.