Оксана Оконешникова
Семинар-практикум для педагогов «Элементы арт-терапии в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
[b
]Семинар – практикум для педагогов «Элементы арт-терапии в работе с детьми»[/b
]
Цель:[/i] знакомство педагогов с методами арт-терапии и практическим применением их в работе с дошкольниками.
[i]Задачи:[/i]
• Раскрыть теоретические основы арт-терапии.
• Дать общее представление о методах арт-терапии.
• Освоение навыков и умений применения арт-техник при работе с детьми в ДОУ.
Вводная часть. [/b]
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Элементы арт-терапии в работе с детьми“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что душевнобольные люди без всяких намеков со сторон врачей вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. А когда состояние улучшается – перестают. Возник вопрос: раз люди, попав в психически сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить?
Так пришла мысль “лечить искусством”. Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40-х годах ХХ
Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т. д.
Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов. Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Цель использования арт-терапии:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
- привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;
- учить ребенка выражать свою любовь;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии
. Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т. д.
Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации
Основная часть
1. Просмотр фильма «Оранжевое настроение» (просмотр слайдов, где преобладает оранжевый или желтый цвет под жизнерадостную музыку)
2. Упражнение «Парное рисование»
Время проведения: 5 мин.
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, фломастеры, маркеры.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги фармата А3, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой участник мог подойти и взять то, что ему может понадобиться
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Можно использовать любые карандаши, мелки, фломастеры. Начинаем и заканчиваем работу по сигналу с музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение состоит из музыкальных фрагментов разного настроения.
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать; как музыка влияла на настроение и характер рисования. Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
3. Техника «Каракули»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Инструкция: Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули (беспорядочные непрерывные линии) без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
• затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга;
• после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
• выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
4.Просмотр видео «Зеленое настроение» (презентация слайдов с изображениями, где преобладает зеленый цвет под спокойную музыку)
Обсуждение о влиянии цвета на настроение и психическое состояние человека. Раздача памяток о влиянии цвета на человека.
Цвету давно приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным органом чувств. Известно, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят, другие раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Известно, что синий цвет оказывает успокаивающее действие, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит; фиолетовый – оказывает угнетающее воздействие на психические и физиологические процессы, снижает настроение; красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы; зеленый – оказывает благотворное влияние на ослабленных детей, он успокаивает, создает хорошее настроение; желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
3. Заключительная часть.
Рефлексия "Время собирать камни. "
- Поделитесь эмоциями, которые вызвал у вас данный тренинг
- Что вы возьмете для своей работы?
Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.
Используемая литература
1. Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999
1. Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
3. Колошина Т. Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации
4. Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми