Наталья Бережная
Семинар-практикум для педагогов «Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога»
▼ Скачать
Тема: «Совершенствование коммуникативных навыков как залог профессионально – личностного роста педагога».
Цель семинара - практикума :
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми.
Задачи: саморазвитие, раскрытие внутреннего потенциала,
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
освобождение от эмоционального напряжения, блокируя стереотипы в общении с другими.
Оборудование: проектор, кубики Никитина, блоки Дьенеша прозрачный квадрат Воскобовича, «Чудо – крестики №2», «Палочки Кюизенера», кубы со словами, листы А4, цветные карандаши, сказка «Подарки фей» в обработке С. В. Макушкиной.
Ход семинара - практикума.
Психолог: «Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на городском методическом объединении педагогов – психологов по теме: «Совершенствование коммуникативных навыков как залог профессионально – личностного роста педагога».
Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения.
Я хочу рассказать вам притчу «Про рай и ад»
(Рассказ для активизации внимания участников тренинга)
«История про рай и ад»
Как-то один иудейский мудрец обратился к Богу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и отвел мудреца в большую комнату, посреди которой стоял огромный котел с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, ибо не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки этих ложек были очень длинные - длиннее руки.
«Да, это действительно ад», сказал мудрец. Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, что была точь-в-точь такая, как первая. Посреди этой комнаты стоял такой же котел с едой, а люди, что были в комнате, держали точно такие же ложки. Но эти люди были сыты, счастливы и веселы.
«Да, это же рай!» - воскликнул мудрец.
Вопросы:
- Как вы думаете, что помогло людям в раю быть счастливыми?
Совершенно верно, они смогли договориться.
Как же мы воспринимаем человека?
- Что говорит? (информацию) – 7%.
- Как говорит? (интонация, тембр, темп речи) – 38%.
- Невербальные сигналы (жесты, мимика, внешний вид) – 55%.
Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное.
"В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое. "
Омар Хайям «В окно смотрели двое»
И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов.
В нашем детском саду реализуется долгосрочный проект по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Мы проводим тренинги, мастер – классы, switch – games (игры – переключатели, индивидуальные тренинги. Совершенствование коммуникативных навыков - одно из основных условий личностного роста. В результате этой работы коммуникативные навыки педагогов повысились уже на 4,5 % за 2 месяца работы.
Так что же такое коммуникация?
Коммуникация - это конструктивный процесс взаимодействия между людьми с целью передачи информации.
Коммуникация это :
-общение,
- взаимодействие,
- передача информации,
- эмоциональный интеллект,
- ораторское мастерство.
Сегодня я предлагаю вам принять участие в коммуникативном практикуме «Ассорти».
Каждый из вас взял монок с номером. Я буду приглашать вас согласно жеребьевке.
Сначала давайте все встанем в круг.
Здравствуй друг (приветствуем друг друга за руку)
Как ты тут (похлопываем по плечу)
Я скучал (руки лодочкой перед грудью)
Ты пришел (открываем руки, отводим в сторону)
Хорошо (обнимаемся).
Теперь построимся в шеренгу по одному.
Игра – активатор «Испорченный телефон».(Фраза - три диска)
Посмотрим, что получиться.
Как видите, смысл полностью изменился.
Спасибо, присаживайтесь.
«АССОРТИ»
1. Упражнение «Снежинка»
Каждый участник получает чистый лист и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
• складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
• снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
• в третий раз проделывает то же самое;
• и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.
Обсуждение
Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.
Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные.
Если мы хотим получить конкретный результат, то передаваемая информация должна быть более четкой и полной.
2. «Кино в кубе».
Я приглашаю участников, с номером 2 .
На экране появится кадр из фильма, вы должны вспомнить название и из слов на кубе выложить его слева направо.
Спасибо. Молодцы.
3. ГЛАЗА, РОТ, РУКИ
Выполняют участники под 3 номером.
Описание упражнения
Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего»,кубики Дьенеша или какие-либо подходящие по размеру предметы, из которых можно выстроить небольшие сооружения (кубики, спичечные коробки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, предложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши, или создавать сооружения из бумаги.
Участники делятся на тройки. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из «конструктора», включающее порядка 10 — 15 деталей (домик, машинка и т. п., и еще один комплект таких же деталей для того, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. В каждой из троек между участниками распределяются следующие роли:
• «Глаза» — могут видеть, как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и не могут сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.
• «Рты» — могут говорить и наблюдать за тем, что строится, но не видят, что копируется.
• «Руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат ото «рта».
Задача каждой из троек — работая в таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 мин).
Смысл упражнения
Упражнение развивает умения действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, реконструировать позицию партнеров по общению на основе этих неполных данных. Кроме того, происходит развитие навыков вербального и невербального общения.
Спасибо, вы молодцы.
3. «Смаил, господа, смаил».
Прошу участвовать педагогов с номером 4.
На экране появятся названия литературных произведений, зашифрованных при помощи эмодзи. Вы должны угадать.
Спасибо.
Этот практикум вы можете провести с педагогами, разделив их на две команды, что придаст активности и мотивированности. Также вы его можете модифицировать для детей подготовительной группы.
Совершенствование коммуникативных навыков одно из важнейших условий личностного роста.
Самое важное в процессе саморазвития готовность:
- к обучению,
- выйти из зоны комфорта,
- не останавливаться на достигнутом,
- ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
При входе вы взяли номерки – кошечки. Это пролог к нашей второй части. Архетип кошки – это наша Анима (женское начало).Это талисман следующего года. Каждый из вас сможет сделать свой оберег – амулет. Кто – то захочет намотать пряжу, кто – то наклеит стразы, кто – то разукрасит в красный цвет и положит в кошелек. Главное,зарядить его положительной энергией и носить в сумочке.
Перерыв 3 мин
Социально-коммуникативное развитие – это сложный процесс, в результате которого мы учимся устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Социально-коммуникативное развитие ребенка происходит благодаря созданию специально организованной образовательной развивающей среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки и стратегии поведения. В нашем саду мы используем инновационные игровые технологии В. В. Воскобовича. Я работаю по парциальной программе С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках».Это сказкотерапия с использованием развивающих игр. Методика сопровождается специальными пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.
Я приготовила вам подарок.
Мы окунемся с вами в сказку.
Сказка Подарки фей.
- Когда рождается девочка, у ее колыбельки собираются феи. Каждая старается ей подарить свой подарок. Кто-то дарит красоту, кто-то обаяние, кто-то умение.
-Кто-то дарит хитрость, а кто-то веселье и ласку. Но феи, на то и феи, чтобы не просто дарить подарки, а спрятать их в символы.
- А еще феи – настоящие женщины. Они дарят подарки, какие хотят, и приходят, когда им вздумается. Вот и сегодня вздумалось феям придти, да подарки подарить.
Они-то феи, конечно лучше нас знают, какой подарок нам больше всего нужен. Ну и мы не маленькие. Мы тоже кое-что о себе знаем и, вероятно, угадаем самый точный, самый сокровенный подарок фей
ПОДАРОК I
Познакомьтесь с подарком Феи Величия. Это корона.
Каждая из нас – королева. А вы знаете, кто такая королева?
Королева это та, у которой есть свое королевство. Оно может быть маленькое, а может и большое. Королева указывает, приказывает, милует, награждает. Королева издает указы, которые все должны выполнять. Она мудро заботится о своем народе в этом королевстве и любит и свой народ, и свое королевство. Она отдает приказания, решает разные споры. И, если она разумная и умная королева, то она становится Великой. А Великую Королеву все слушают с почтением, и исполняют ее приказы, потому что они очень разумны. Именно такая королева достойна короны. Что это за королевство, спросите вы. Это может быть Дом, Работа, Компания. Главное – ощущать там себя королевой. Нам обязательно нужно место, где мы можем надеть корону
Инструкция: Попробуйте сделать корону из деталей «Прозрачного квадрата» так, чтобы в короне было три (или пять) зубцов. Средний зубец должен быть больше всех, а крайние – симметричны друг другу
(Во время работы) Да, мои дорогие быть королевой – совсем непросто. И корона может даться очень трудно. Сделать корону, как сделать себя королевой. Надо обладать терпением, креативностью, уметь примирить обе стороны, как сделать симметричными зубцы. А пока вы выкладываете, подумайте, где-то место, где вы можете надеть корону?
- Отодвиньте выложенную корону в сторону. Мы еще подумаем над ней
ПОДАРОК II
Заглянула в гости Фея Обновления
Фея обновления уверена, что каждая женщина любит обновляться. Не просто менять наряды, а именно обновляться. Как обновляется земля каждую весну, так и женщина любит обновляться каждую….
Подскажите мне словечко, когда женщина любит обновляться?
Новое платье – это обновление. Надевая новый наряд, мы меняем себя – расправляем плечи, меняем осанку, взгляд, мысли. Обновление – это не просто наряд. Это могут быть курсы, учеба, новое хобби, все, что меняет нас.
Попробуем принять новое платье – как обновление
Инструкция:
Посмотрите на макет платья. Это макет. Сделайте его из деталей «Чудо-крестиков 2» А когда сделаете, украсьте подол платья так, как вы хотите
(Во время работы) Поверьте – это сделать очень-очень непросто, как непросто начать обновление. Хочется – то всегда что-то новое, то, что носится в воздухе. А вот удержать это новое, поймать его, сшить из него платье по себе – это сложно. Главное, чтобы оно было нам к лицу.
А пока вы выкладываете, подумайте, насколько сильно вам хочется обновления, новых нарядов
ПОДАРОК III
- Еще один подарок принесла Фея Дружбы. Она привела нам друга. А кто такой друг?
- Друг – это тот, кто помогает. Друг – это тот, кто понимает, что вы сейчас чувствуете, и разделяет эти чувства. Когда вы грустите – друг утешит, когда радуетесь – с ним радость становится больше. Друг это тот, с кем ты чувствуешь себя не одиноким, а наполненным и важным.
Давайте выложим его из деталей «Блоков Дьенеша». (Во время работы) Заиметь себе приятеля легко – друга трудно. Создать себе дружочка – это работа. Мы иногда пытаемся сделать себе друга по нашему усмотрению. А у него свой контур и свои, только ему подходящие детали, мысли. Не все то, что нравится вам, можно примерить на друга. Посмотрите на своего дружочка. Важно, чтобы он был рядом и вам было вместе - хорошо
ПОДАРОК IV
- Затем пришла Фея Красоты. У нее есть особый подарок – волшебный цветок. Кто его будет иметь – тот всегда будет самой красивой не только внешне, но и внутренне. Если у вас будет этот цветок, ваша красота будет дарить радость, на вас будут смотреть с восхищением. Посмотрите, на цветок. У него выложена только половина чашечки, да и та «запылилась». Раскрасим цветок кубиками Никитина (Во время работы) Почему мы дополняем до целого? Потому что красота – это прежде всего гармония внешняя и внутренняя.
. ПОДАРОК V
- Следующей к нам пришла Фея Уюта. Ребята. А что такое уют?
- Уют, это когда в доме тепло и хорошо, когда дома живут радость и покой. Уют создается женскими руками. Только женщина может создать уют и озарить своим светом пространство. Фея Уюта подарит вам свой домик. Вы можете в нем расставить мебель, как хотите, поселить любых жильцов и даже можете сами построить себе дом. Такой, какой хочется. Возьмите и выложите палочками Кюизенера дом, какой вам бы хотелось иметь. Можете сделать в нем окошки, ступеньки, крыльцо…
- А пока будете делать – подумайте, что значит для вас Уют?
Это много пространства? Или нет?
А для чего вам пространство?
Если в доме будут окошки – то что вы хотите видеть из окна?
Чем будет пахнуть в вашем доме?
Какие картины или фото вы развесите?
(Во время работы) Когда мы хотим получить подарок, надо его почувствовать: запах, вид из окна, мебель, фото на стенах… Тогда подарок начинает приближаться к вам, притягиваться
- Постарайтесь аккуратно отодвинуть ваш домик в сторону. Пока мы будем рассказывать сказку дальше – вы будете любоваться им.
Итог:
- Посмотрите на всё, что вы выложили. Перед вами на столе корона, платье, дружок, домик и цветок. Подумайте, чтобы вы хотели получить в подарок. Напомню, что корона сделает вас великой и все будут вас слушаться, а вы заботиться обо всех, цветок подарит вам красоту, которой все будут восхищаться, платье – обновление, домик – уют и покой, а дружочек всегда будет с вами рядом. Выберете один из подарков.
(Пауза)
-В каждую пору жизни нам нужно что-то свое.
Кому-то нужна корона, как потребность рассудить, возглавить. Это трудно и прекрасно – быть королевой!
Кому-то нужно спрятаться в домике, украсить его, и испытать домашнее теплое счастье.
А кому-то захочется надеть новое платье, как новую жизнь и выйти на улицу и почувствовать на себе восхищенные взгляды от своей красоты
А может быть вам просто необходимо сейчас, чтобы кто-то вас поддержал, понял.
Наша сказка подошла к концу. Я желаю вам, чтобы все, что вы выбрали – обязательно у вас появилось. Может быть не сразу.
Ведь говорят, что «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Все, что принесли вам сегодня феи – это ваши таланты.
Талант управлять и заботиться, талант нести людям свою светлую красоту, талант сделать свой домик уютным, талант постоянно меняться и талант дружить.
А еще я открою вам маленький секрет.
У каждой из вас есть еще много подарков фей внутри. Много талантов.
Пусть они расцветают и приносят радость.
Напоследок я хочу дать несколько советов.
Ведите себя согласно «Золотого правила» в любых ситуациях – это залог успеха ваших взаимоотношений.
-Воспринимайте человека положительно, с любовью.
-Уважайте права других людей.
-Стройте ваши отношения по взаимному доверию.
-Проявляйте терпение, сдержанность.
-Умейте прощать.
-Адаптируйте свое поведение к нуждам окружающих.
-Говорите так, чтобы тебя услышали.
-Слушай так, чтобы понять, о чем идет речь.
Для увеличения психологической компетентности также рекомендуется чтение различной психологической литературы и журналов. Такая практика помогает улучшить навыки понимания других людей, навыки взаимодействия с людьми, а также способствует внутреннему саморазвитию и пониманию себя.