Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога»

Наталья Бережная
Семинар-практикум для педагогов «Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Совершенствование коммуникативных навыков как залог профессионально – личностного роста педагога».

Цель семинара - практикума :

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми.

Задачи: саморазвитие, раскрытие внутреннего потенциала,

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога“» размещена в разделах

освобождение от эмоционального напряжения, блокируя стереотипы в общении с другими.

Оборудование: проектор, кубики Никитина, блоки Дьенеша прозрачный квадрат Воскобовича, «Чудо – крестики №2», «Палочки Кюизенера», кубы со словами, листы А4, цветные карандаши, сказка «Подарки фей» в обработке С. В. Макушкиной.

Ход семинара - практикума.

Психолог: «Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на городском методическом объединении педагоговпсихологов по теме: «Совершенствование коммуникативных навыков как залог профессионально – личностного роста педагога».

Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения.

Я хочу рассказать вам притчу «Про рай и ад»

(Рассказ для активизации внимания участников тренинга)

«История про рай и ад»

Как-то один иудейский мудрец обратился к Богу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и отвел мудреца в большую комнату, посреди которой стоял огромный котел с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, ибо не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки этих ложек были очень длинные - длиннее руки.

«Да, это действительно ад», сказал мудрец. Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, что была точь-в-точь такая, как первая. Посреди этой комнаты стоял такой же котел с едой, а люди, что были в комнате, держали точно такие же ложки. Но эти люди были сыты, счастливы и веселы.

«Да, это же рай!» - воскликнул мудрец.

Вопросы:

- Как вы думаете, что помогло людям в раю быть счастливыми?

Совершенно верно, они смогли договориться.

Как же мы воспринимаем человека?

- Что говорит? (информацию) – 7%.

- Как говорит? (интонация, тембр, темп речи) – 38%.

- Невербальные сигналы (жесты, мимика, внешний вид) – 55%.

Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное.

"В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой — листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое. "

Омар Хайям «В окно смотрели двое»

И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов.

В нашем детском саду реализуется долгосрочный проект по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Мы проводим тренинги, мастер – классы, switch – games (игры – переключатели, индивидуальные тренинги. Совершенствование коммуникативных навыков - одно из основных условий личностного роста. В результате этой работы коммуникативные навыки педагогов повысились уже на 4,5 % за 2 месяца работы.

Так что же такое коммуникация?

Коммуникация - это конструктивный процесс взаимодействия между людьми с целью передачи информации.

Коммуникация это :

-общение,

- взаимодействие,

- передача информации,

- эмоциональный интеллект,

- ораторское мастерство.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в коммуникативном практикуме «Ассорти».

Каждый из вас взял монок с номером. Я буду приглашать вас согласно жеребьевке.

Сначала давайте все встанем в круг.

Здравствуй друг (приветствуем друг друга за руку)

Как ты тут (похлопываем по плечу)

Я скучал (руки лодочкой перед грудью)

Ты пришел (открываем руки, отводим в сторону)

Хорошо (обнимаемся).

Теперь построимся в шеренгу по одному.

Игра – активатор «Испорченный телефон».(Фраза - три диска)

Посмотрим, что получиться.

Как видите, смысл полностью изменился.

Спасибо, присаживайтесь.

«АССОРТИ»

1. Упражнение «Снежинка»

Каждый участник получает чистый лист и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

• складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

• снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

• в третий раз проделывает то же самое;

• и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Обсуждение

Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.

Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные.

Если мы хотим получить конкретный результат, то передаваемая информация должна быть более четкой и полной.

2. «Кино в кубе».

Я приглашаю участников, с номером 2 .

На экране появится кадр из фильма, вы должны вспомнить название и из слов на кубе выложить его слева направо.

Спасибо. Молодцы.

3. ГЛАЗА, РОТ, РУКИ

Выполняют участники под 3 номером.

Описание упражнения

Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего»,кубики Дьенеша или какие-либо подходящие по размеру предметы, из которых можно выстроить небольшие сооружения (кубики, спичечные коробки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, предложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши, или создавать сооружения из бумаги.

Участники делятся на тройки. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из «конструктора», включающее порядка 10 — 15 деталей (домик, машинка и т. п., и еще один комплект таких же деталей для того, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. В каждой из троек между участниками распределяются следующие роли:

«Глаза» — могут видеть, как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и не могут сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.

«Рты» — могут говорить и наблюдать за тем, что строится, но не видят, что копируется.

«Руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат ото «рта».

Задача каждой из троек — работая в таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 мин).

Смысл упражнения

Упражнение развивает умения действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, реконструировать позицию партнеров по общению на основе этих неполных данных. Кроме того, происходит развитие навыков вербального и невербального общения.

Спасибо, вы молодцы.

3. «Смаил, господа, смаил».

Прошу участвовать педагогов с номером 4.

На экране появятся названия литературных произведений, зашифрованных при помощи эмодзи. Вы должны угадать.

Спасибо.

Этот практикум вы можете провести с педагогами, разделив их на две команды, что придаст активности и мотивированности. Также вы его можете модифицировать для детей подготовительной группы.

Совершенствование коммуникативных навыков одно из важнейших условий личностного роста.

Самое важное в процессе саморазвития готовность:

- к обучению,

- выйти из зоны комфорта,

- не останавливаться на достигнутом,

- ВЕРИТЬ В СЕБЯ.

При входе вы взяли номерки – кошечки. Это пролог к нашей второй части. Архетип кошки – это наша Анима (женское начало).Это талисман следующего года. Каждый из вас сможет сделать свой оберег – амулет. Кто – то захочет намотать пряжу, кто – то наклеит стразы, кто – то разукрасит в красный цвет и положит в кошелек. Главное,зарядить его положительной энергией и носить в сумочке.

Перерыв 3 мин

Социально-коммуникативное развитие – это сложный процесс, в результате которого мы учимся устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Социально-коммуникативное развитие ребенка происходит благодаря созданию специально организованной образовательной развивающей среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки и стратегии поведения. В нашем саду мы используем инновационные игровые технологии В. В. Воскобовича. Я работаю по парциальной программе С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках».Это сказкотерапия с использованием развивающих игр. Методика сопровождается специальными пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Я приготовила вам подарок.

Мы окунемся с вами в сказку.

Сказка Подарки фей.

- Когда рождается девочка, у ее колыбельки собираются феи. Каждая старается ей подарить свой подарок. Кто-то дарит красоту, кто-то обаяние, кто-то умение.

-Кто-то дарит хитрость, а кто-то веселье и ласку. Но феи, на то и феи, чтобы не просто дарить подарки, а спрятать их в символы.

- А еще феи – настоящие женщины. Они дарят подарки, какие хотят, и приходят, когда им вздумается. Вот и сегодня вздумалось феям придти, да подарки подарить.

Они-то феи, конечно лучше нас знают, какой подарок нам больше всего нужен. Ну и мы не маленькие. Мы тоже кое-что о себе знаем и, вероятно, угадаем самый точный, самый сокровенный подарок фей

ПОДАРОК I

Познакомьтесь с подарком Феи Величия. Это корона.

Каждая из нас – королева. А вы знаете, кто такая королева?

Королева это та, у которой есть свое королевство. Оно может быть маленькое, а может и большое. Королева указывает, приказывает, милует, награждает. Королева издает указы, которые все должны выполнять. Она мудро заботится о своем народе в этом королевстве и любит и свой народ, и свое королевство. Она отдает приказания, решает разные споры. И, если она разумная и умная королева, то она становится Великой. А Великую Королеву все слушают с почтением, и исполняют ее приказы, потому что они очень разумны. Именно такая королева достойна короны. Что это за королевство, спросите вы. Это может быть Дом, Работа, Компания. Главное – ощущать там себя королевой. Нам обязательно нужно место, где мы можем надеть корону

Инструкция: Попробуйте сделать корону из деталей «Прозрачного квадрата» так, чтобы в короне было три (или пять) зубцов. Средний зубец должен быть больше всех, а крайние – симметричны друг другу

(Во время работы) Да, мои дорогие быть королевой – совсем непросто. И корона может даться очень трудно. Сделать корону, как сделать себя королевой. Надо обладать терпением, креативностью, уметь примирить обе стороны, как сделать симметричными зубцы. А пока вы выкладываете, подумайте, где-то место, где вы можете надеть корону?

- Отодвиньте выложенную корону в сторону. Мы еще подумаем над ней

ПОДАРОК II

Заглянула в гости Фея Обновления

Фея обновления уверена, что каждая женщина любит обновляться. Не просто менять наряды, а именно обновляться. Как обновляется земля каждую весну, так и женщина любит обновляться каждую….

Подскажите мне словечко, когда женщина любит обновляться?

Новое платье – это обновление. Надевая новый наряд, мы меняем себя – расправляем плечи, меняем осанку, взгляд, мысли. Обновление – это не просто наряд. Это могут быть курсы, учеба, новое хобби, все, что меняет нас.

Попробуем принять новое платье – как обновление

Инструкция:

Посмотрите на макет платья. Это макет. Сделайте его из деталей «Чудо-крестиков 2» А когда сделаете, украсьте подол платья так, как вы хотите

(Во время работы) Поверьте – это сделать очень-очень непросто, как непросто начать обновление. Хочется – то всегда что-то новое, то, что носится в воздухе. А вот удержать это новое, поймать его, сшить из него платье по себе – это сложно. Главное, чтобы оно было нам к лицу.

А пока вы выкладываете, подумайте, насколько сильно вам хочется обновления, новых нарядов

ПОДАРОК III

- Еще один подарок принесла Фея Дружбы. Она привела нам друга. А кто такой друг?

- Друг – это тот, кто помогает. Друг – это тот, кто понимает, что вы сейчас чувствуете, и разделяет эти чувства. Когда вы грустите – друг утешит, когда радуетесь – с ним радость становится больше. Друг это тот, с кем ты чувствуешь себя не одиноким, а наполненным и важным.

Давайте выложим его из деталей «Блоков Дьенеша». (Во время работы) Заиметь себе приятеля легко – друга трудно. Создать себе дружочка – это работа. Мы иногда пытаемся сделать себе друга по нашему усмотрению. А у него свой контур и свои, только ему подходящие детали, мысли. Не все то, что нравится вам, можно примерить на друга. Посмотрите на своего дружочка. Важно, чтобы он был рядом и вам было вместе - хорошо

ПОДАРОК IV

- Затем пришла Фея Красоты. У нее есть особый подарок – волшебный цветок. Кто его будет иметь – тот всегда будет самой красивой не только внешне, но и внутренне. Если у вас будет этот цветок, ваша красота будет дарить радость, на вас будут смотреть с восхищением. Посмотрите, на цветок. У него выложена только половина чашечки, да и та «запылилась». Раскрасим цветок кубиками Никитина (Во время работы) Почему мы дополняем до целого? Потому что красота – это прежде всего гармония внешняя и внутренняя.

. ПОДАРОК V

- Следующей к нам пришла Фея Уюта. Ребята. А что такое уют?

- Уют, это когда в доме тепло и хорошо, когда дома живут радость и покой. Уют создается женскими руками. Только женщина может создать уют и озарить своим светом пространство. Фея Уюта подарит вам свой домик. Вы можете в нем расставить мебель, как хотите, поселить любых жильцов и даже можете сами построить себе дом. Такой, какой хочется. Возьмите и выложите палочками Кюизенера дом, какой вам бы хотелось иметь. Можете сделать в нем окошки, ступеньки, крыльцо…

- А пока будете делать – подумайте, что значит для вас Уют?

Это много пространства? Или нет?

А для чего вам пространство?

Если в доме будут окошки – то что вы хотите видеть из окна?

Чем будет пахнуть в вашем доме?

Какие картины или фото вы развесите?

(Во время работы) Когда мы хотим получить подарок, надо его почувствовать: запах, вид из окна, мебель, фото на стенах… Тогда подарок начинает приближаться к вам, притягиваться

- Постарайтесь аккуратно отодвинуть ваш домик в сторону. Пока мы будем рассказывать сказку дальше – вы будете любоваться им.

Итог:

- Посмотрите на всё, что вы выложили. Перед вами на столе корона, платье, дружок, домик и цветок. Подумайте, чтобы вы хотели получить в подарок. Напомню, что корона сделает вас великой и все будут вас слушаться, а вы заботиться обо всех, цветок подарит вам красоту, которой все будут восхищаться, платье – обновление, домик – уют и покой, а дружочек всегда будет с вами рядом. Выберете один из подарков.

(Пауза)

-В каждую пору жизни нам нужно что-то свое.

Кому-то нужна корона, как потребность рассудить, возглавить. Это трудно и прекрасно – быть королевой!

Кому-то нужно спрятаться в домике, украсить его, и испытать домашнее теплое счастье.

А кому-то захочется надеть новое платье, как новую жизнь и выйти на улицу и почувствовать на себе восхищенные взгляды от своей красоты

А может быть вам просто необходимо сейчас, чтобы кто-то вас поддержал, понял.

Наша сказка подошла к концу. Я желаю вам, чтобы все, что вы выбрали – обязательно у вас появилось. Может быть не сразу.

Ведь говорят, что «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Все, что принесли вам сегодня феи – это ваши таланты.

Талант управлять и заботиться, талант нести людям свою светлую красоту, талант сделать свой домик уютным, талант постоянно меняться и талант дружить.

А еще я открою вам маленький секрет.

У каждой из вас есть еще много подарков фей внутри. Много талантов.

Пусть они расцветают и приносят радость.

Напоследок я хочу дать несколько советов.

Ведите себя согласно «Золотого правила» в любых ситуациях – это залог успеха ваших взаимоотношений.

-Воспринимайте человека положительно, с любовью.

-Уважайте права других людей.

-Стройте ваши отношения по взаимному доверию.

-Проявляйте терпение, сдержанность.

-Умейте прощать.

-Адаптируйте свое поведение к нуждам окружающих.

-Говорите так, чтобы тебя услышали.

-Слушай так, чтобы понять, о чем идет речь.

Для увеличения психологической компетентности также рекомендуется чтение различной психологической литературы и журналов. Такая практика помогает улучшить навыки понимания других людей, навыки взаимодействия с людьми, а также способствует внутреннему саморазвитию и пониманию себя.

Публикации по теме:

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога»
Опубликовано: 30 мая 2024 в 12:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Совершенствование коммуникативных навыков как залог личностного роста педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бережная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД