Татьяна Михеева
Семинар-практикум для педагогов «Социально-оздоровительная работа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
«Социально-оздоровительная работа в детском саду»
1. Вводная часть
1. Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место. Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Социально-оздоровительная работа в детском саду“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Притча “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.
Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.
Поэтому, охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников остается приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации.
Формирование у детей основ физической культуры и здоровья — общая задача педагогов и родителей. Что поможет решить ее? Только сотрудничество. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение средств и сил в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Родители и педагоги выполняют разные функции в процессе воспитания и развития детей. Особенно это касается вопросов сохранения и укрепления здоровья, физического развития дошкольников. Поэтому их действия должны дополнять и обогащать друг друга, а не дублироваться.
Взаимодействие родителей и педагогов предполагает открытость к сотрудничеству. Эффективным механизмом его реализации может стать система социального партнерства.
Вопросы, которые мы будем обсуждать на семинаре
1. Двигательная активность, физическая культура и спорт.
2. Как организовать эффективное взаимодействие педагогов с семьями в рамках физического развития дошкольников?
3. Какие задачи необходимо решать для построения партнерских отношений с родителями?
4. Как создать систему социального партнерства с родителями?
2. Основная часть
1. Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении. Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.
2. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. В такой позитивной роли педагог принимается как равноправный партнер в воспитании. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
Следующий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Анкетирование помогает выявить проблемы, незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Анализ анкетирования позволит выявить причины незаинтересованности родителей (неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми; недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста; нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье); разработать наиболее приемлемые и эффективные формы работы.
3. Какие задачи необходимо решать для построения партнерских отношений с родителями?
• Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах физического развития дошкольников и организации сотрудничества с родителями в этом направлении.
• Подбирать и апробировать формы, методы, приемы установления партнерских отношений с семьями воспитанников.
• Создавать психолого-педагогические условия для поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой совместно с родителями.
• Создавать условия для позитивной социализации каждого ребенка, его личностного развития, формирования инициативности и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
4. Как создать систему социального партнерства с родителями?
Предполагаемые этапы создания системы социального партнерства по формированию у детей основ физической культуры и здоровья
1. «Навстречу друг к другу» - комплексный мониторинг (изучение информации об индивидуальных особенностях каждой семьи, ее ожиданиях по отношению к детскому саду).
2. «Академия здоровья» - информационно-просветительская работа (популяризация деятельности ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей и информирования родителей по этим вопросам; организация практической работы по формированию у родителей теоретических и практических знаний в этой области). Среди форм взаимодействия с родителями наиболее предпочтительны интерактивные: совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, тренинги, школа здоровья для детей и родителей.
Формы информационно-просветительской работы
• встречи-дискуссии педагогов с родителями по теме;
• совместные тренинги по овладению средствами двигательного и коммуникативного контакта с детьми (для совместной двигательно-игровой деятельности);
• беседы-размышления, направленные на выявление базовых потребностей ребенка для его психофизического благополучия.
3. «Играем вместе» - практические мероприятия (совместная двигательно-игровая деятельность, совместные образовательные проекты, например, «Любимые игры детства наших родителей», фотоконкурс «Отдыхаем всей семьей»).
4. «По секрету всему свету» - наблюдение за активностью дошкольников и родителей во время различных мероприятий, оценивание степени их вовлеченности, проведение бесед и анкетирования, подведение итогов работы.
Практическая часть
1. Рефлексивно - ролевая игра.
«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»
Участники игры объединяются группы, необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым ( не затрагивая глобальные причины: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.)
2. Упражнение «Мозговой штурм»
- Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?
•Ритмопластика
•Динамические паузы
•Подвижные и спортивные игры
•Релаксация.
•Пальчиковая гимнастика
•Гимнастика для глаз
•Дыхательная гимнастика
•Бодрящая гимнастика
- Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни
•Утренняя гимнастика
•Физкультурные занятия
•Мероприятия «Школа здоровья».
•Самомассаж.
•Активный отдых
- Назовите Коррекционные технологии
•Артикуляционная гимнастика
•Технология музыкального воздействия.
•Сказкотерапия.
•Арттерапия.
•Технологии воздействия цветом.
•Психогимнастика.
3. Решение проблемных ситуаций
Проблемные ситуации:
1. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? ( организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания).
2. «Волшебное превращение»
Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания? ( Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).
Заключительная часть
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивается нахождением новых форм и гораздо меньше внимания уделяется ее содержанию и методам. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».
Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если ДОУ поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Список литературы
1. В детский сад - за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В. А. Шишкина. - Мн. : Зорныверасень. - 2008. - с. 3-18, с. 24-165.
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Учебное пособие / В. А. Деркунская. М. : Педагогическое общество России. - 2006. - 96 с.
3. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. - 2006. -№3. - с. 52-80.
4. Лазарева H.H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: Методические рекомендации для работников ДОУ /Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. - Тольятти. - 2009. – 64 с.
5. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. - М. : Мозаика-Синтез. - 2010.-256 с.
6. Семенова И. В. Учись быть здоровым или как стать Неболейкой. - М. : Педагогика - Пресс - 2009. - 98с.
Интернет-ресурсы:
https://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm«Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ»