Зоя Анатольевна Коноводова
Семинар-практикум для педагогов «Скрытое неблагополучие семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение социально-педагогической компетенции педагогов
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Скрытое неблагополучие семьи. Организация социальной помощи в условиях СРЦ».
___
Сегодняшнюю встречу я хочу начать с просмотра видео ролика. Внимание на экран. социальная реклама (История одной семьи) ___
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Скрытое неблагополучие семьи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Так как все присутствующие здесь педагоги, все знаем стили семейного/ родительского воспитания: либеральный, авторитарный, демократический. Посмотрите видеоролик и попробуйте сказать какой стиль воспитания применяют родители.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа определяет в своей сказке стили семейного воспитания (сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Снежная Королева», команды должны догадаться и объяснить, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
- Как вы думаете, это благополучные семьи или неблагополучные?
- Что такое неблагополучная семья?
Неблагополучная семья – это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Все неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия :
- конфликтные семьи;
- проблемные семьи;
- асоциальные семьи;
- аморально-криминальные семьи;
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) :
- внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
(видео Мама дома, мамы нет) - обсуждение
Рассмотрим поподробнее категории семей со скрытой формой неблагополучия и их признаки :
1. Недоверчивая семья : характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться). Члены «недоверчивой» семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения — враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. «Недоверчивая» семья всегда права, а все вокруг всегда виноваты. Если ребенок совершает проступок или вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других.
Дети недоверчивой семье :
- недоверчивы, враждебны в отношении к людям;
- непризнание детьми ошибок и собственной вины;
- трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
2. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Выбор места работы или учебы членов семьи нередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения телевизор (смотрят невдумчиво и все без разбора, вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживается в семьях такого типа.
Дети в легкомысленной семье :
-вырастают, слабовольными, неорганизованными, несформированными волевыми качествами.
3. Хитрая семья в качестве важных черт прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Еще одна характерная особенность такой семьи — стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.
Дети в хитрой семье :
- полностью перенимают взгляды взрослых;
- у них формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!
4. Семьи, ориентированные на успех ребенка:
-ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
-упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
-у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
-срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)
5. Семьи известных людей или состоятельных людей:
- семья постоянно находится в поле зрения общественности;
-тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;
-родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим липам (гувернерам, родственникам).
Дети в семьях известных людей :
-многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;
-испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;
-эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;
- ведут праздный образ жизни.
___
Практическое задание
Попробуйте определить к какой категории семей можно отнести следующие формы неблагополучия.
Пример 1. Ребёнок при полном внешнем благополучии и материальном комфорте частично или полностью лишён родительской теплоты и внимания. Ему не хватает простого человеческого общения. У ребёнка есть возможность полностью удовлетворять свои материальные потребности, но при этом он не чувствует себя нужным и значимым членом семьи. (семья состоятельных/известных родителей)
Пример 2. Безответственные семьи, «Живущие одним днем», где воспитанию и развитию не уделяется должного внимания. Равнодушие и безответственность такие родители объясняют тем, что они воспитывают в детях самостоятельность. (легкомысленные родители)
Пример 3. Педагогически неграмотная семья. Родители демонстрируют незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значения семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. (недоверчивая семья)
___
Практическое задание
«Один день из жизни Маши»
Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:
- Является ли достоверным этот рассказ?
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник. И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает. К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник. Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера. — начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок.
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
- Я. Я. нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница.
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка. «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок.
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка. До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой. (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда. Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала.
___
В заключении хотелось бы отметить, что чем раньше будет выявлена неблагополучная семья и чем раньше будет начата работа по оказанию социальной помощи и поддержки ей, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями и продолжать жить в своей кровной семье.
Предлагаем социальный тренинг-ролевая игра "Моя семья".