Елена Бонет
Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие через музыкальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Цель: обосновать взаимосвязь речи, музыки и движения, повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Речевое развитие через музыкальную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей;
• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ход мастер – класса:
Уважаемые педагоги! Чтобы психологически настроиться на нашу работу, проведём с вами рефлексивное упражнение «Ассоциация».
Я начну фразу, а вы продолжите её.
Если педагог – это сказочный герой, то какой….
Если педагог-это цветок, то какой…
Если педагог-это планета, то какая….
Если педагог-это геометрическая фигура, то какая…
Если педагог-это настроение, то какое….
Хорошо, замечательные ответы. С хорошим настроением приступим к работе.
Актуальность
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Конечно, не возможно! Наше первое задание.
Задание Разминка: «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!».
Педагоги заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).
5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).
6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).
7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка
10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова
11. Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? паук
12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два? петуха
Закончилась наша разминка.
Речь и музыка
Сегодня мы поговорим о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи тоже уделяется много внимания: проговаривание слов песен, разъяснение непонятных слов, проговаривание пальчиковой гимнастики и т. д.
Речь и пение
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Преимущества певческой деятельности для развития речи неоспоримы :
пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов,
совершенствуя голосовой аппарат детей для пения мы совершенствуем его для речи,
прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность,
песни пополняют словарный запас детей, развивая тем самым активный и пассивный словарь, знакомят с новыми понятиями,
пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.
Наиболее просты и близки детям малые формы – попевки. «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Петушок», «Божья коровка». Несмотря на то, что эти попевки очень просты вокально, даже их можно развить в сложную композицию.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.
Можно пословицы не только проговаривать, но и пропевать. Например:
-Двое пашут, а семеро руками машут.
- Кончил дело - гуляй смело.
Пение имеет огромное значение для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Можно использовать метод беззвучного произношения слова. Для улучшения дикции можно использовать музыкальные скороговорки. Пропеть с педагогами несколько скороговорок. Скороговорку «Пирожок» инсценировать.
Речь и артикуляционная гимнастика
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.
Задание «Говорун»
Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.
На музыкальных занятиях мы используем пальчиковую гимнастику.
Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.
Виды пальчиковой гимнастики:
Игры-манипуляции:
«Ладушки — ладушки» — дети ритмично хлопают в ладоши,
«Сорока — белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения и др.
Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Домик» — изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Кулак-ребро-ладонь» — это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
Слушание (восприятие музыки) и речь
Слушание, безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. В выборе репертуара, конечно, главное условие – простота восприятия.
Закрепить услышанное можно в игровой форме. Например, предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.
Речь и движение
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Я предлагаю провести игру «Ходит по лесу медведь». Игра проводится по показу ведущих. Педагоги встают в пары друг перед другом.
Игра «Ходит по лесу медведь»
Ходит по лесу медведь 1-й (медведь)в паре стоит перед 2-м
Бродит по лесу медведь. 2-й двигает руками 1-го
Стужа, стужа на носу закрыть нос руками
Очень холодно в лесу. Потрясти за плечи
Встал на цыпочки медведь потянуть обе руки вверх
Лапы вытянул медведь вытянуть руки в стороны
Ветер, ветер посвисти покачать руками
Снежной тучей налети покружить руками
Ветер веет, веет, веет взявшись за одну руку, покружить на месте
Теплым снегом сеет, сеет.
Сразу тихо-тихо стало наклонить туловище вперед-вниз,руки висят
Снег лежит, как одеяло спинку погладить
Вечер на землю упал слегка прилечь на спинку
А куда медведь пропал? «медведь» уходит и встает за 2-м
Кончились тревоги
Спит в своей берлоге.
Задание «Пословицы и поговорки» (исправьте ошибки в пословицах)
После драки много хромых (Храбрых).
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
Пришел, увидел, купил (Победил).
У каждого своя голова на шее (Плечах).
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
На всякий урок (час) ума не напасешься.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином муз. инструменте. Предлагаю игру «Шел козел воды напиться». «Дети» сидят в кругу. Перед каждым лежит музыкальный инструмент (маракасы, ложки, колокольчики, треугольники, бубны). Каждый говорит по одному слову и «стучит» своим инструментом. Один ребенок с бубном сидит в середине и играет только на слово «раз». На слово «поймал» - все вместе.
Игра с инструментами «Шёл козёл воды напиться» (участвуют 10 человек)
Шёл козёл воды напиться,
А коза пошла топиться.
Да как прыгнет через мостик,
А козёл ёё за хвостик.
Раз! И поймал.
И в завершении нашей встречи предлагаю сыграть на музыкальных инструментах.