Наджие Абдурамановна
Семинар практикум для педагогов «Радуга общения»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 «ЛУЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
___
Семинар-практикум для педагогов
«Радуга общения»
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
Подготовила педагог психолог
Абхаирова Н. А
Симферополь, 2021
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Радуга общения»
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
Публикация «Семинар практикум для педагогов „Радуга общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель. Повышение педагогической компетентности педагогов в области психологического и эмоционального благополучия детей.
Задачи.
• Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
• Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.
• Сформировать у педагогов мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность.
«Приветствие» (педагог-психолог)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре.
Я надеюсь, что вы получите полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
А начнем мы с короткой притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
Вот так и в наших руках возможность создать в ДОО такую атмосферу, в которой воспитанники будут чувствовать себя спокойно, тепло, уютно и комфортно.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Придумайте слова к каждой букве данного слова. (Варианты педагогов).
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)
Эмоциональный комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог может дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:
большая наполняемость групп;
один воспитатель в группе;
неблагоприятная семейная ситуация.
Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающие из его противоречий. А именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Практическая часть
Для того чтобы правильно преподносить информацию необходимо грамотно излагать свои мысли, сейчас предлагаем Вам пройти несколько заданий для самопроверки.
Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах: (Педагог наставник Колчина Е. П)
договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 — свет, рожки (животное, рожки (макаронные изделия).
Задание № 2. Определите род существительных.
Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.).
Задание № 3. Исправь ошибку в предложении. (Гунарь О. В)
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Задание №4. Скажи правильно слова.
Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.
Задание 5 Тест для педагогов определение эмоционального благополучия воспитателя в детском саду (Агафилова Г. П)
Тест на определение эмоционального благополучия воспитателя в детском саду
1. Я не чувствую постоянной зависимости от настроений начальства.
2. Я не боюсь проверяющих различных рангов, так как для меня основ-ное — благополучие детей.
3. Я не считаю, что должен (а) выполнять все инструкции начальства, если они продиктованы не заботой о детях, а другими соображениями.
4. Я знаю, что мои замыслы, предложения, творческие планы будут восприняты с вниманием.
5. Я знаю, что мое непосредственное начальство ценит меня не за послушание, а за трудолюбие, творчество, самобытность.
6. Я имею право задавать любые вопросы.
7. Я имею право на ошибку (конечно, не в ущерб детям).
8. Я знаю, что начальство не подвергнет меня никакому унижению, особенно эмоциональному.
9. Я уверен (а, что в коллективе работают совершенно разные по своим возможностям люди, и поэтому руководитель не будет сравнивать несравнимое, а создаст возможности для реализации индивидуальности моей и моих коллег.
10. Я уверен (а, что важнее моя собственная инициатива, чем инструкция сверху, поэтому начальству выгоднее создавать условия для инициативы, чем скрупулезно проверять выполнение навязанных инструкций.
11. Я знаю, в детском саду меня понимают и принимают таким (ой, какой (ая) я есть, и не за мои «достижения в выполнении…»
12. Я уверен (а, что мои руководители знакомы с основами психогигиены не хуже, чем с требованиями санэпидемстанции, и потому не допускают нарушений в этой сфере.
13. Я уверен (а, что родители моих воспитанников ценят меня за доброжелательное и заботливое отношение к их детям и за подробную информацию об их психолого-педагогических особенностях.
Интерпретация.
Если почти на все вопросы Вы ответили утвердительно, значит, Ваши взаимоотношения с руководством, коллегами, детьми и их родителями складываются благоприятно, и Вы чувствуете себя на работе эмоционально благополучно. Если больше ответов с вариантом «нет», то предлагаю Вам ознакомится с рекомендациями.
Рекомендации для эмоционального благополучия педагога
(всем педагогам раздают информационные листы)
1. Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах -плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
2. Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
3. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении
4. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
5. Любите себя, хвалите себя, делайте маленькие радости, комплименты.
6. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
8. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
9. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Каждый имеет право не только на работу, но и для личной жизни, своих увлечений и предпочтений.
10. “Свободное время педагога -это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В. А. Сухомлинский).
11. Формула выживаемости профессора В. М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения, способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
12. Научитесь жить с юмором. «Юмор-соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет». Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смейтесь на здоровье!
13. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть своего времени. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Задание № 6 Предлагаю Вам провести тест в группе. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада «Я в своей группе детского сада» (Османова Л. Х
Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.
Предполагаемы рисунки детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок рисует только здание.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.
Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.
Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, - это хороший показатель. Значит, он
«крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка
– значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.
Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Задание для педагогов Тест на эмоциональное отношение
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.
Вопросы можно подобрать самим. Детей сажают по одному за стол.
Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение когда ты ложишься спать.
Проводят до 3 раз. Обозначение цветов
Красный – возбужденное, восторженное отношение. Оранжевый – радостное, приятное.
Желтый – теплое, доброжелательное. Зеленый – спокойное.
Синий – грустное, неудовлетворительное. Фиолетовый, коричневый – тревожное.
Черный – печаль, уныние.
Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.
Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.
Задание 7. Ознакомление педагогов с карточками «Хорошие манеры» (Муслимова М. Д, для использования в работе.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают и право другим быть самим собой. Для того чтобы дети понимали правила и режимные моменты хочу порекомендовать Вам наглядные карточки. Красочные постеры формата А4 наглядно покажут детям, как правильно вести себя. Постеры прекрасно подойдут для занятий. Можно не просто научить детей хорошим манерам, но и попросить рассказать, почему необходимо поступать именно так, а не иначе.
Рекомендации «Создание условий для эмоционального благополучия детей в группе» (педагог психолог раздает информационные листы педагогам)
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:
Следите, чтобы им никогда не было скучно, и они были чем-то заняты.
Вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.
Не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе.
Находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
Не приписывайте успех себе, а вину воспитаннику.
Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах.
Хвалите в присутствии коллектива, а прощайте наедине.
Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении сдетьми.
Оценивайте поступок, а не личность.
Задание 8.(Педагог психолог Абхаирова Н. А) В заключении хотелось бы Вас познакомить с известным автором Клаус Фопель Немецкий психолог, психотерапевт. Клаус Фопель известен как популяризатор так называемых интерактивных игр, созданных на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: гештальттерапии, психодрамы, транзактного анализа, метода направленного воображения и осознания ценностей. Родился 29 мая 1940 г. (77 лет, Гамбург, Германия Автор известен как популяризатор так называемых интерактивных игр, созданных на основе. Сейчас мы
ИГРА (с 6 лет) АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ (Агафилова Г. П)
Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
ИГРА (с 5 лет) СКОЛЬКО НАС? (Гунарь О. В)
Цели: Это упражнение направлено на развитие у детей слуха и требует от них умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы. Игра создает атмосферу всеобщей сконцентрированности, что является прекрасной основой для занятий, требующих от детей внимательного прослушивания материала.
Материалы: Повязка на глаза.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все остальные должны стоять так тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли.
Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи. Ведь он должен с закрытыми глазами определить, сколько детей стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будем громко и восторженно ему аплодировать. А теперь я подам условленный знак.
Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего наберется достаточное, на Ваш взгляд, количество детей. Постарайтесь учитывать возможности водящего. Младшим школьникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит больше пяти детей.
Коля, как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?
Анализ упражнения:
§ На самом ли деле дети вели себя очень тихо?
§ Ты сам хотел бы выйти в центр круга?
§ Можешь ли ты слышать очень-очень тихие шорохи?
§ Для каких профессий важен хороший слух?
Игра капли дождя, от 4 лет. (Муслимова М. Д)
Игра тихий колокольчик (Колчина Е. П)
(Османова Л. Х)
Педагог психолог Абхаирова Н. А
В заключении хотелось бы отметить, огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
Подведение итогов. Обратная связь.