Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов-психологов «Использование разных видов ткани для общепсихологического развития детей»

Светлана Бродская
Семинар-практикум для педагогов-психологов «Использование разных видов ткани для общепсихологического развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель

расширить знания педагогов по использованию приемов тканевой арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса

Задачи:

поделиться опытом использования элементов тканевой арт-терапии в работе;

создать положительный эмоциональный климат у участников, используя элементы тканевой арт-терапии в ходе мастер-класса;

способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Темочки:

Ход семинара.

Добрый день, уважаемые коллеги, рады видеть вас в нашем детском саду. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом нашей совместной работы, в которой принимали активное участие наши воспитанники, педагоги и родители с использованием разных видов ткани.

Наблюдая за играми детей, я обратила внимание на то, что дети любят играть с различными кусочками ткани. Кто-то старается укрыться тканью, кто-то использует ее как элемент творчества, кому-то просто приятно дотрагиваться до ткани, ощупывать ее. И это навело меня на мысль, можно ли использовать ткань в своей работе. Я стала изучать эту тему более подробно, нашла интересную книгу Елены Тарариной «Тканевая терапия в работе с разными категориями», посмотрела много мастер-классов.

Проблема современных детей в настоящее время остро ощущается в отсутствии саморегуляции, нехватке сенсорных ощущений, усидчивости, внимания и нарушении коммуникации, поэтому мы считаем наш проект очень актуальным. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

• расширение и обобщение представления детей об одежде : ее разнообразии, назначении, особенностях, деталях, материале; с помощью опытов узнать свойства различных тканей;

развитие у детей психомоторных функций, навыков общения;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики рук;

• обогащение эмоциональной сферы путем создания тканевых картин;

• привлечение родителей к созданию и проведению «развивашек» из ткани в домашних условиях, использование полученных знаний в игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Определили для себя следующие направления работы над проектом:

• Работа с детьми (мастер-классы, занятия, игры, упражнения, развлечения с воспитателями и специалистами ДОУ)

• Работа с родителями (мастер-классы, выставки, совместное изготовление игровых пособий с детьми и педагогами,)

• Работа с педагогами (мастер-классы, совместное оформление тематических уголков и помещений детского сада, изготовление дидактических игр и пособий для работы с детьми, знакомство с элементами тканевой арт-терапии и организация семинара-практикума «Моя тканевая картина»)

Предлагаю Вам посмотреть презентацию, где отражены этапы нашей работы.

(проектор)

На занятиях и свободной деятельности мы организовывали игры с использованием разных видов ткани, мастерили игрушки, освоили технику - узелковый батик, придумывали и рассказывали истории из ткани. Большой популярностью пользовались мастер-классы по росписи ткани, созданию кукол-оберегов, носочных кукол, игры с обычными носовыми платочками.

В рамках нашего проекта мы использовали огромное разнообразие тканей. Из них можно выложить различные образы, придумывать сказки и превратить их в волшебные картины, проявив при этом выдумку и фантазию. На музыкальных занятиях ребята танцевали с платочками, рукавичками, делали различные этюды.

Сегодня вашему вниманию я представлю мк на тему

«Использование элементов тканевой арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ»

Тканевая арт-терапия – это о потрясающих свойствах ткани.

Перед началом мастер-класса я попрошу вас ответить на несколько вопросов, но не вербально, а выполняя определенные действия:

• Тот, кто пришел сегодня в одежде синих оттенков, потрите ладоши;

• Тот, кто выбрал одежду из мягких шерстяных тканей, улыбнитесь соседу справа;

• Тот, кто пришел сегодня в одежде с пестрым ярким рисунком, обнимите себя.

Как вы увидели, выбор цвета и фактуры одежды очень индивидуален. Мы подбираем свой гардероб в соответствии со своим настроением, мироощущением, подчеркиваем свою индивидуальность.

Я как педагог-психолог детского сада тоже уделяю большое внимание поддержанию индивидуальности ребенка и созданию условий для его эмоционального благополучия. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых и эффективных форм работы с детьми.

Работа в данной технике хороша тем, что ребенку или взрослому предлагается выбрать из многообразия тканей, ту, которая отражает его внутренний мир, его состояние. Выбор ткани не случайный. Это живое направление, здесь все в эксперименте - с детьми предлагаю сделать картину: «Папа, мама, я. Создай как вы живете вместе» И многое становится понятным – близко, далеко, чисто, грязно, мято, воздушно, много, мало, кто какого размера, есть контакт –нет контакта. Процесс взаимодействия с тканями эмоциональный, глубокий и интересный.

Мне нравится эта технология и видны положительные результаты: через ткань дети овладевают средствами общения и способами взаимодействия с окружающим миром, дети стали эмоционально отзывчивы, раскрепощеннее, не боятся идти на контакт, могут рассказать о своем настроение, взрослые же стремятся проявлять свою фантазию, задумываются над отношением к себе и другим, заинтересованы в решении своих психологических проблем.

Основная идея тканевой арт-терапии :

– активация воображения и творческого мышления;

– отражение и осознание внутренних процессов психического пространства личности с помощью выкладывания разнообразных тканевых картин;

– расширение эстетического опыта;

– самовыражение и активация внутреннего диалога со своей творческой частью.

Создавая свои ТК кто-то берет плотную, жесткую ткань, кто-то легкую, прозрачную, кто-то закрывает тканью все пространство, кто-то оставляет свободные пятна, кто-то берет яркие, красочные ткани, кто-то блеклые, тусклые цвета, кто-то берет чистую, кто-то запачканную, с пятнами ткань, кто –то берет дырявую, потрепанную, мятую, неглаженную, кто-то абсолютно новую.

Как ткань способна создавать рисунок внутренних переживаний ребенка, человека. Как через ТК прочесть уникальный внутреннее состояние человека и как, самое главное помочь ему самому осознать, какой посыл и какую подсказку несет для него эта самая ТК.

Мало создать свою ТК, важно рассказать о ней, важен тон, которым описывают картину, идеально разложенная картина – может быть маска, здесь нет места жизни, человечности, правильные формы и пропорции должны настораживать – это про желание нравится, на картине должен быть воздух, жизнь, движение, картина должна быть живая – это критерии положительного изменения в арт-терапии.

Среди материалов в данной технике можно выделить основные и вспомогательные материалы. К основным материалам относятся ткани. К вспомогательным – пуговицы, веревочки, бусины.

Виды работы в Тканевой терапии

• ТК

• ТК в рамке (рамка дает ощущение безопасности, границы, структуру, то есть когда человек начинает тк, увлекается, кипят страсти, эмоции - мы ему рамочку сразу, как будто ограничение и возврат)

• С пуговицами и другими элементами (есть люди у которых 1,2,3 и все, а есть 1,2,3,25,47 и пуговичку (хаотично, много всего, неструктурированно)

• ТК – путешествие человек создал свою картину и ему задаютс вопросы – как у тебя было, как сейчас, как хочешь чтобы было и Вы создаете серию картин и путешествуете по ним

• ТК – фотобоксы (когда картин создается много и на протяжении некоторого времени и мы их фотографируем. У кого-то работает визуальный контакт, нарушен тактильный им лучше работать с фото)

• Свой вариант.

Ткани должны быть :

Разного размера (от 10 на 10 см и до 2 м на 2 м) Размер ткани говорит о размере проблемы, или о ресурсе человека.

Разной фактуры (жесткие, как мешковина – это может говорить о мощности проблемы, ригидности, плотности проблемы (долго ее ношу в себе) легкие, воздушные – о легкости принятия решений, пластичности, гибкости)

Разной цветовой гаммы (связано с темпераментом, люди более активные, динамичные выбирают яркие цвета, более спокойные по темпераменту – блеклые, бледные цвета.

Разной геометрической формы (обычные безопасные шарфы, платки, или немыслимые в виде цветка и т. д. – это чаще натуры демонстративные, яркие, неординарные.

– Однотонные и цветные (леопардовая ткань –такую выберет натура чувственная, страстная, стремительная, желтые, оранжевые тона – выберут лидеры (в таком цвете хочется бежать, делать, в сером же цвете хочется сидеть в уголке и помалкивать.) более направленные, однотипные структурированные, устойчивые натуры выберут однотонную, создается такое ощущение, что ткань она как бы запрограммирована

Разного уровня целостности (целое и с дырками или надорванные) почему у нас в арсенале должны быть ткани разного уровня целостности, как вы думаете? (телесные травмы, травмы вообще, люди в состоянии развода в 90 % случаев могут выбирать надорванные, дырявые, неполноценные, нарушенные ткани)

– Тягучие (стрейчевые) и не тягучие (твердость, плотность или гибкость проблемы)

– Выглаженные и мятые.

Вопрос: О чем может рассказать эта ткань?

Мятые ткани, мятые картины, деформация, нестандартность мышления, лентяи, повсюду какие-то недоделки и у человека в каждой картине недоделки (ой, я здесь не досмотрела; ой, я здесь недополучила; здесь недолечилась - и вот эта незавершенность проявляется в мятых невыглаженных тканях.

– Чистые и с пятнами (кофе например)

Вопрос: Какие люди, с какими психологическими запросами выбирают грязные или с пятнами ткани? (моральная чистота, ее нарушение, когда у человека есть чувство вины, как пятно, я запятнал свою честь, свой авторитет, такое пятно в душе) - это дети, которые что-то стащили, украли, муж, который изменяет своей жене…

– Прозрачные и не прозрачные (открытый, закрытый человек, легкий или просто сложный, душный – такие выбирают плотные, жесткие ткани – у них все четко, обрублено, понятно. Если прозрачные – иногда слишком прозрачные, я такой вывернулся наизнанку, весь открытый миру, может быть из демонстрантов

– Натуральные и синтетические (экологичные ткани, люди, топящие за ЗОЖ)

– Блестящие и матовые (напоказ, яркость, самооценка, я позволяю себе быть ярким, кстати размер ткани может еще говорить о позволении – я себе позволяю быть собой)

– Имеющие выровненные края или оборванные случайным образом (некоторые люди начинают выкладывать их детализируя, педантично, дотошно, идеально, чрезмерно. Я не успокоюсь – пока все идеально не выложу, сделаю, они находят много неидеального в своей работе.)

– Специальные (платочки, шарфы) или простые тканевые отрезки.

Это основные характеристики тканей, которые я наиболее часто использую в своей работе. Очень важно, все эти характеристики говорят об индивидуальных особенностях человека, его мироощущении.

А сейчас переходим к практике, будем делать техники в сжатом формате, просто соприкасаемся, пробуем на вкус, если понравилось, зацепило – дам ссылки на книги и видео.

Я попрошу Вас сделать общее групповое фото, по Вашему усмотрению встаньте куда и как захотите, спасибо. А сейчас давайте активизируем сенсомоторную функцию и начинаем передавать тактильную ленту по кругу соседу справа, потом с ускорением, прислушиваясь к своим ощущениям.

Одна из стратегий Тканевой Терапии называется «Колесо баланса». Перед Вами круг, придумайте пожалуйста важные сферы в вашей жизни, потом разделите это колесо на части, где каждая будет соответствовать каждой из них. Подберите к каждому сектору отдельный кусочек ткани, наиболее подходящий и характеризующий и создайте ТК под названием колесо баланса и приклейте. (работа под музыку 10-15 мин)

Давайте соберем все наши колеса вместе и ответим на вопросы вместе:

Есть ли у вас сходства в сферах, которые вы выделили?

Была ли сфера, которая вас удивила?

Есть сферы, которые находятся в дефиците? Чем наполнить эту сферу? Как сбалансировать эту сферу? Как вы можете для себя это обьяснить?

Какие сферы самые наполненные и удовлетворенные?

Что можно сделать, как помочь себе, чтобы повысить степень удовлетворенности этих сфер?

Какие из сфер представлены более плотными тканями, какие более легкими? Почему для вас было важно выбрать именно такие ткани?

Какие из тканей в данный момент вызывают у вас больше всего позитивных эмоций? Что это за реальные действия в жизни?

Хочется ли вам что-то переделать в своем колесе баланса?

Сделаем общее фото.

Еще 1 практика – тканевая картина «Я - сейчас» Разделитесь пожалуйста на пары.

Инструкция: создайте Себя из 1 платка. Сделайте это так, чтобы глядя на эту ТК можно было сказать – да, это я сейчас в данном моменте жизни, в данном состоянии и возрасте. Можно брать не только свой платок. (работа под музыку 5-10 мин)

Ответьте на 3 вопроса:

1. Что я хотела передать о себе самого главного в своей ТК?

2. Насколько из 100% картина показала меня сейчас?

3. Хотела бы я что-то изменить в ней, чтобы уровень искренности с собой стал больше?

Поделитесь пожалуйста, что уже сейчас вы поняли друг о друге?

Сколько места заняли, где расположились, какими глаголами говорите о себе, как выкладывали картину (ласково, бережно, быстро, трогали свою картину, поправляли бесконечно (уровень тревожности, захотелось ли поменять цвет или фактуру платка или все устраивает? (степень удовлетворенности собой и своими отношениями)

А теперь расположите пожалуйста этот платок на себе в любом месте так, чтобы Вам было красиво) Сделаем общее фото.

В заключении, предлагаю Вам вытянуть карту МАК.

Определитесь, какой вопрос Вы хотите задать.. Карта может быть воспринята как послание без словесного сопровождения. Карта приносит новые мысли, догадки, иногда озарение. При взгляде на карту появляются эмоции, ассоциации. Глядя на карту, ответьте на вопросы:

• Что я чувствую, глядя на карту?

• Вижу ля я на картинке себя? В какой роли?

• Как я к этому отношусь?

• Каким образом картинка отвечает на мой вопрос?

А теперь посмотрите пожалуйста на экран – там коллаж из наших сегодняшних фото, как было, где стоял, какая поза, эмоция была, изменилось ли что-то за то время, что Вы здесь провели.

Рефлексия "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА".

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

У вас в руках веревочки, что вы выбрали в самом начале нашей встречи.

Привяжите их пожалуйста к тому предмету, что изображен на картинке.

Чемодан – что для меня было важно и ценно сегодня, точно возьму с собой в работу.

Корзина - – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину"

Мясорубка - это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Педагоги привязывают ленточки, обосновывают свой выбор.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум «Фольклор и его использование в осенних праздниках» Русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, могучую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов-психологов «Использование разных видов ткани для общепсихологического развития детей»
Опубликовано: 24 октября 2024 в 15:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов-психологов «Использование разных видов ткани для общепсихологического развития детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бродская (УИ 895773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД