Лилианна Бушкина
Семинар-практикум «Фольклор и его использование в осенних праздниках»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, могучую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк он воспитывает положительные человеческие качества, расширяет культурный уровень, углубляет познание, возвращает память об ушедших поколениях. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Публикация «Семинар-практикум „Фольклор и его использование в осенних праздниках“» размещена в разделах
- Единый день фольклора, 17 июля
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Цель нашей работы – через знакомство с произведениями фольклора, их исполнения, использования в праздниках привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, побудить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.
Осенний период является той порой, когда дети имеют возможность приобщиться к традициям русской национальной культуры. Содержание осенних воспитательных форм значительно обогатится, если обратиться к народным традициям. Мы можем использовать знания о том, как русские люди провожали лето, готовились к зиме. Поэтому в осенний период в нашем детском саду достойное место занимают народные праздники и развлечения, в основе которых лежат фольклорные произведения.
При отборе фольклорных произведений мы опираемся на следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста;
- познавательная и нравственная направленность;
- возможность формирования на их основе умения чувствовать окружающий мир;
- развитие творческих способностей детей.
В результате:
- у детей расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций, формируются первые представления о культуре своего народа;
- обогащается словарный запас (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);
- формируются двигательные навыки, коммуникативные навыки, представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге, уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается эмоционально-волевая сфера;
- воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
Важную роль в развитии детей дошкольного возраста, имеет игровой фольклор, к которому мы относим все разновидности детских ролевых игр, игровых прелюдий (считалки, жеребьевки, игровые припевы, игровые приговоры.
Посредством простых произведений детского фольклора (попевок, а потом более сложных мелодий игровых припевов, через интонирование прибауток и скороговорок мы готовим детей к исполнению произведений песенного репертуара: игровых, шуточных, лирических песен. И уже на вершине творческих достижений – участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников.
Праздники – знаменательные даты, отмечаемые в связи с какими-либо торжественными событиями. В основе русских народных праздников лежат сложившиеся в давние времена церковные (торжественные дни, посвященные празднованию священных событий, особо чтимых святых и святынь) либо бытовые празднества, приуроченные к важным моментам хозяйственной деятельности людей (начало и окончание сева, уборка урожая).
Ощущение праздника – это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа. Подготовка к празднику начинается с создания атмосферы ожидания, взволнованности, сопричастности детей к национальным традициям.
Распахнем ворота народной памяти и войдем в осень, не простую, а русскую, Тысячелетиями создавалась эта красота, творился соразмерный порядок традиционной жизни, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр, потех, песен, быличек, сказов, преданий и обычаев.