Наталья Соколова
Проективные методики в работе педагога-психолога. Рисуночные техники «Я Клумба», «Я Кресло»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.)
Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет.
Публикация «Проективные методики в работе педагога-психолога, Рисуночные техники „Я Клумба“, „Я Кресло“» размещена в разделах
- Клумба. Проекты, планы
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Плюсы
возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
широкий возрастной спектр применения
возможность многократного повторного проведения
Минусы
фактор субъективной оценки в процессе интерпретации
значительные временные затраты на их проведение;
непригодность для проведения групповой диагностики
Значение
• помогают ребенку через рисование красками, карандашами, ощутить, понять себя;
• выразить свободно свои чувства, мысли, мечты, надежды;
• проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов, выплеснув свои эмоции на бумагу;
• разгружают нервную систему;
• стимулируют развитию мелкой моторики.
Проективные методики используют «язык» визуальной и пластической экспрессии, поскольку дети дошкольного возраста, не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему.
Необходимо отметить высокую эффективность рисуночных тестов при работе с детьми и то, что данные методики не имеет противопоказаний и ограничений.
Рисуночные техники
Рисуночный тест «Я КЛУМБА»
Инструкция: «Представь, что однажды ты проснулся и ты клумба. Какая? (нарисуй)»
Содержание рисунка отражает то, как человек воспринимает ситуацию заботы о себе (как ограничивающую, преследующую, благоприятную и т. д.) отражает отношение человека к той опеке родителей или людей заменяющих их, которая присутствует в его жизни.
Разговор по рисунку создает ситуацию, в которой человек может осознать, то какие отношения заботы и опеки ему хотелось бы развивать.
Опрос: Поговорить обо всех деталях рисунка, таких как ограда, местоположение, растения растущие на клумбе.
1. Кто посадил?
2. Что растет?
3. Где находится?
4. Кто ухаживает? Как часто? Для чего?
5. Можно ли пройтись? Кому? Что случиться если пройдут?
6. Кому нравиться?
7. Кто хотел сделать из нее что-нибудь другое?
8. Что случиться если он это сделает?
Часто разговаривая о рисунке, нарисовавший начинает говорить от имени клумбы, а не от имени наблюдателя тогда есть хорошая возможность поговорить о чувствах самой клумбы ко всем выше обозначенным проблемам и ситуациям.
Пример из практики:
1. Кто посадил? (Бабушка)
2. Что растет? (Розы крупные)
3. Где находится? (На даче у бабушки)
4. Кто ухаживает? Как часто? Для чего?
(Бабушка поливает каждый день, чтобы клумба была красивой, волшебной)
5. Можно ли пройтись? Кому? Что случиться если пройдут? (Бабушке можно, папе, братику. Если Максим потопчет, придется опять садить)
6. Кому нравиться? (Всем моим друзьям)
7. Кто хотел сделать из нее что-нибудь другое? Что случиться если он это сделает? (Никто, клумбе и так хорошо и приятно. Она будет долго плакать
Рисуночный тест «Я КРЕСЛО»
Инструкция: «Если бы вы были креслом, то каким? (нарисуй)»
Содержание рисунка позволяет понять отношение человека к тому, чтобы быть полезным, нужным другим, альтруистические наклонности его и действия.
Это хороший символ для выяснения ситуации противоположной, созданной в рисунке «Я клумба» теперь автор тот, кто заботиться, кто что-то делает для другого, кто служит другому.
Опрос:
1. Что это за кресло?
2. Из чего оно сделано?
3. Как давно его изготовили?
4. Удобное ли оно?
5. Для кого может быть неудобным? Чем неудобным?
6. Чье это кресло?
7. Кто его сделал или приобрел?
8. Для чего? Для кого?
9. Где стоит? (в комнате, гостинице, троном зале, в музее др.)
10. Кто заботиться о том, чтобы оно дольше служило?
11. Что должно случиться, чтобы кресло развалилось, сломалось?
12. Кто может посидеть? Кто не имеет такого права?
Символическое значение данного сюжета - это готовые к выходу или не выпускаемые человеком стимулы, влечения, желания, поступки. Работая с этим рисунком необходимо обращать внимание на то, что сдерживало, что не позволяло выйти из леса раньше и может, не пускает сейчас дальше кромки леса. Лес символизирует устоявшиеся принципы, правила, социальное бессознательное.
Пример из практики:
1. Что это за кресло? (Самое нужное кресло, чтобы отдыхать и прятаться за ним)
2. Из чего оно сделано? (Из мягкого материала, а внизу разноцветное)
3. Как давно его изготовили? (Давным, давно)
4. Удобное ли оно? Для кого может быть неудобным? Чем неудобным? (Очень удобное. Неудобное тем кто ругается и дерется, оно их будет пинать)
5. Чье это кресло? (Папино)
6. Кто его сделал или приобрел? Для чего? Для кого? (Папа, он сильный. Он сидит на нем)
7. Где стоит? (Стоит в комнате, в зале)
8. Кто заботиться о том, чтобы оно дольше служило? (Мама, она заботится чтобы кресло не сломалось и было чистым)
9. Что должно случиться, чтобы кресло развалилось? (Если на нем прыгать, оно сломается)
10. Кто может посидеть? Кто не имеет такого права? (Мой друг Артем. Не могут сидеть злые, драчуны, и грязные люди)
Вывод:Проективные методики интересны и информативны для педагога-психолога, так как позволяют увидеть весь спектр проблем ребенка и выстраивать коррекционно-развивающую работу с учетом всех выявленных нарушений эмоциональной сферы у детей.