Елена Ефимчева
Семинар-практикум для педагогов «Правильная речь воспитателя — залог грамотной речи воспитанников»
▼ Скачать +Заказ
Дата: 31.08.2021
Тема: «Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников»
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Правильная речь воспитателя — залог грамотной речи воспитанников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.
План проведения:
1. Культура речи педагога.
2. Компоненты профессиональной речи педагога.
3. Требования к речи воспитателя ДОУ.
4. Игра-тренинг «Знатоки русской речи».
5. Значение культуры речи воспитателя детского сада.
1. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто, как не педагог, обязан владеть культурой речи.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому "Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи".
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
2. Компоненты профессиональной речи педагога.
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос- важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Следующим компонентом речи является дикция. Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия - правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями - справочниками.
Выразительность - еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
3. Требования к речи воспитателя ДОУ.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы
русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи - это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.
4. Игра-тренинг: «Знатоки русской речи».
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения) - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные - нормы письменной речи; лексические (словоупотребления, словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Задание № 1: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист № 1
1. асиммЕтрия - асимметрИя
2. бАнты - бантЫ
3. вклЮчит - включИт
4. газопровод - газопровод
5. диспАнсер - диспансЕр
6. ломОта - ломотА
7. дремОта - дремотА
8. зАдать - задАть
9. зАнять - занЯть
10. звОнит - звонИт
11. катАлог - каталОг
12. красИвее - красивЕе
13. кУхонный - кухОнный
14. меньшИнства - меньшинствА
15. мусоропрОвод - мусоропровОд
16. никчЕмный - никчёмный
17. обеспЕчение - обеспечЕние
18. обОдрить - ободрИть
19. осужденный - осуждённый
20. плЕсневеть - плесневЕть
21. полигрАфия - полиграфИя
22. пОнял - понЯл
23. премировать - премировАть
24. принУдить - принудИть
25. сл Ивовый - сливОвый
26. тУфля - туфлЯ
27. Опросный лист № 2
1. бАловаться - баловАться
2. вероисповЕдание - вероисповедАние
3. врУчит - вручИт
4. грУшевый — грушЁвый
5. дОбыча-добЫча
6. дОсуг - досУг
7. жАлюзи - жалюзИ
8. закУпоривать - закупоривать
9. запломбировать - запломбировАть
10. исчЕрпать - исчерпАть
11. кладОвая - кладовАя
12. крЕмень - кремЕнь
13. лОмоть - ломОть
14. мотивированный - мотивированный
15. нАчать - начАть
16. новорожденный - новорождённый
17. облЕгчить - облегчИть
18. Оптовый - оптОвый
19. откУпорить - откупОрить
20. повторишь - повторИшь
21. страховой пОлис - полЮс
22. предпринять - предпринять
23. прИбыл - прибЫл
24. прИданое - придАное
25. тОрты - тортЫ
26. ходАтайствовать - ходатАйствовать
Задание № 2. Образуйте множественное число:
Порт -, торт -, крем -, веер -
, договор -
, инженер -
джемпер -
, свитер -
, образ -
соболь -
, лагерь -
, год -
Задание № 3. Определите род существительных:
Шампунь -, мозоль -, кофе -, тюль -
, вуаль -, какао -, пальто -
Задание № 4. Напишите правильно окончания :
Чулки - пара, носки -, гетры - пара, сапоги -
пара
В силу нашей профессии мы часто сталкиваемся с фамилиями. Поговорим о фамилиях.
Как это ни парадоксально, но в конце XVIII - в середине XIX века большинство жителей страны фамилий не имели. Фамилии были только у дворян, богатых купцов и церковнослужителей. После отмены крепостного права в России нужно было дать фамилии крестьянам, которые их не имели.
Одним крестьянам давали фамилию помещика (Воронцовы, Орловы и т. д., другим в документы записывали уличную фамилию, т. е. прозвище (Кочан, Жук, Шелепень и т. д., у других фамилия образовывалась по имени отца (Антонов, Иванов, Егоров и т. д.). Затруднения вызывает в основном склонения фамилий.
Склонение фамилий предусматривает некоторые правила. Так, русские и иноязычные фамилии с конечным согласным звуком в м. р. склоняются, фамилии ж. р. не склоняются.
Такие фамилии, как Седых, Мерных, Долгих, Банных в м. р. не склоняются, хоть и оканчиваются на согласный звук, т. к. представляют собой застывшую форму родительного падежа множественного числа прилагательного.
Фамилии-прозвища могут склоняться, могут и не склоняться по желанию носителей фамилий.
Без изменений остаются русские и украинские фамилии с окончанием на -ко.
Нерусские фамилии с-а(-я) на конце склоняются, если этот звук безударный, если последний звук под ударением, они не склоняются.
Фамилии с окончанием на -и, -е не склоняются.
Фамилии, в основном грузинские, на -ия, -иа не склоняются.
Задание № 5. Допишите правильно фразу :
Из сада забрали (Корец Илья) .
Покормили (Пята Макар)
Подарок подарили (Апет Тимофей)
Сказку показали (Прокоп Влад)
Мороженое купили (Бойцеох Георгий)
Увидела (Рузинг Валерия)
Игрушку отдали (Чебан Ваня)
Уложила спать (Бойченко Света)
5. Значение культуры речи воспитателя детского сада.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И. О. Соловьева отмечает, что "перед педагогом стоят задачи : воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи".
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М. М. Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Памятка для педагогов
Склонение фамилий предусматривает некоторые правила. Так, русские и иноязычные фамилии с конечным согласным звуком в м. р. склоняются, фамилии ж. р. не склоняются.
Такие фамилии, как Седых, Мерных, Долгих, Банных в м. р. не склоняются, хоть и оканчиваются на согласный звук, т. к. представляют собой застывшую форму родительного падежа множественного числа прилагательного.
Фамилии-прозвища могут склоняться, могут и не склоняться по желанию носителей фамилий.
Без изменений остаются русские и украинские фамилии с окончанием на -ко.
Нерусские фамилии с-а(-я) на конце склоняются, если этот звук безударный, если последний звук под ударением, они не склоняются.
Фамилии с окончанием на -и, -е не склоняются.
Фамилии, в основном грузинские, на -ия, -иа не склоняются.