Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»

Мария Сищук
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке к обучению детей грамоте.

ПОНЯТИЕ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

1. Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Темочки:

2. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

3. Звук- это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.

4. Слог- это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.

5. Слово - это языковая единица, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.

6. Предложение- это слово, или группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

1. Обогащение и активизация словарного запаса.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Формирование лексико-грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

5. Подготовка к обучению грамоте.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ:

- Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп: свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

- Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять гласный и согласный звук в слове; определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова и предложения. (Практическая часть)

БЛИЦ-ОПРОС ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

• Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).

• Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).

• Упражнения в умении проводить звуко-слоговой анализ слов.

• Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.

• Познакомить с ударением (гласный ударный и безударный).

• Упражнять в умении производить анализ предложений по словам и составлять схемы.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА?

- развивать речевое дыхание и речевое внимания;

- формировать правильное звукопроизношение;

- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

- учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения с правильной постановкой ударения.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ВЕДЁТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА

Цель:

- учить выделять звуки из ряда звуков и в словах;

- учить подбирать картинки на заданный звук;

- учить различать на слух гласные и согласные звуки;

- учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- учить находить место звука в слове; учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов;

- обучать печатанию букв.

ИТОГ:

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

- слова из двух гласных (ау, уа);

- слова из двух звуков (ум, ах, ус);

- слова из трех звуков (дым, мир);

- слова из двух слогов (ваза, мама);

- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

- слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

- слова из трех слогов (Лариса, работа).

ПОДАЧА ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ, НАПИСАНИЕ КОТОРЫХ НЕ РАСХОДИТСЯ С ИХ ПРОИЗНОШЕНИЕМ

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

сколько всего звуков в слове?

сколько гласных?

сколько слогов?

сколько согласных?

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»
Опубликовано: 30 декабря 2024 в 16:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сищук (УИ 123037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 января 2025 пятница
04 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД