Наталия Лунькова
Семинар-практикум для педагогов «Как сделать родительское собрание нескучным»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов по теме «Как сделать родительское собрание нескучным»
Задачи: Ознакомить педагогов с активизирующими методами и приемами в работе с родителями. Создать условия для практической отработки некоторых приемов с учетом основополагающих принципов эффективной работы с родителями.
Ход семинара-практикума :
1. Разогревающая игра «Электрический ток».
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Как сделать родительское собрание нескучным“» размещена в разделах
Цель: снять психофизическое и эмоциональное напряжение участников, установить тактильный контакт.
Участники сидят в кругу, взявшись за руки.
По сигналу ведущий пускает «электрический ток» по цепи: хлопает по плечу одного из участников, тот кричит «ой» и пожимает руку соседу, тот в свою очередь кричит «ой» и передает импульс следующему и т. д. Если ток по цепи бежит медленно, то нужно увеличить темп. Когда импульс вернется к 1му игроку и цепь замкнется, «электричество» нужно «заземлить» : для этого все вместе по знаку ведущего подпрыгивают или встают.
Слайд 2. Основополагающие принципы эффективной работы с родителями
-Эффективная работа с родителями возможна при соблюдении следующих принципов: необходимо обеспечить эмоциональную безопасность для родителей. Если родитель отказывается от взаимодействия с вами, у него есть на это причины. Второй принцип говорит о том, что если родитель испытывает в отношении к вам негативные чувства, это не означает, что он конченый человек. И родителей необходимо мотивировать. Если родитель не приходит на встречу к вам – это означает, что его неправильно позвали.
Слайд 3. Принцип активности
Пирамида активности показывает, что человек усваивает 10% информации ушами, 50 % - глазами, 70 % - в игре, 90%- если он сам активно выполняет какие-то действия при получении информации.
Слайд 4. Перечень активизирующих методов и приемов представлен на слайде.
Групповая дискуссия – это метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений.
Проведем дискуссию с ротацией. Для этого объединимся в две подгруппы. В своих подгруппах составьте список из 5 пунктов, в двух экземплярах на тему:
Что бы вы посоветовали родителям при подготовке детей к школе?
Теперь в каждой группе выберете участника, который перейдет в соседнюю группу и познакомит ее с наработками своей. В этой новой группе он и останется.
Теперь у вас два списка. Обсудите оба и создайте новый общий с учетом наработок. В нем должно быть первоначальное количество пунктов, т. е. 5! А это значит, что от чего-то предстоит отказаться, что-то обобщить.
В конце работы получаем несколько списков – спектр мнений по заданному вопросу. Списки объединяются, повторяющиеся пункты убираются, и получается полный свод правил, принципов положений, важный для этой группы в целом.
Слайд 5. Пособие «Вопросы воспитания в картинках» - содержит в себе рисунок, краткий рассказ по картинке и объяснение картинки.
- Посмотрите на картинку и составьте подробный рассказ по ней.
К какому типу растений относится репей? Как человек борется с сорняком? Что происходит, если сорвав сорняк, мы оставляем в земле корни?
Как вы думаете, с каким моментом связана эта картинка.
Данная картинка связана с проблемами. Аналогично тому, как мы смотрим на сорняк, который мешает расти полезным растениям, мы видим только ту его часть, которая находится над землей. Мы знаем, что у него есть корни, но какие они и сколько их, мы можем только догадываться. А иногда даже и не очень- то желаем о них знать. Сорвав сорняк, но, оставив в земле корни, мы не избавляемся от него. Через какое-то время он все равно вылезет и будет нам мешать.
Сорняк – это проблема. Проблемы бывают в жизни у каждого человека. Их невозможно избежать, но можно научиться правильно анализировать и решать. Для этого надо видеть не только саму проблему (ту часть сорняка, которая находится над землей, но и попытаться определить ее причины (корни, которые не видны). Определив причины проблемы, проанализировав их и составив план действий, мы сможем эту проблему решить.
- Сейчас я предлагаю вам придумать какую бы картинку можно было использовать для обсуждения с родителями проблемы упрямства детей.
Слайд 6. Анализ ситуаций
Родителям предлагается ситуация, касающаяся воспитания и развития детей, они должны принять решение. Ситуации-иллюстрации – описываются простые случаи и дается решение. Ситуации-упражнения - которые нужно решать. Ситуации-оценки- проблема уже решена, родители дают анализ, оценивают ее.
Работу в группе родителей можно организовать по методу «Карусель». Объединитесь в три подгруппы. Запишите ответы на поставленный вопрос. Передайте лист следующей группе. Поставьте +, если вы согласны с ответом, - если не согласны, ?- если сомневаетесь. Добавьте свои соображения.
Слайд 7.
Рисуночные методы чаще всего используются с целью развития рефлексии. Образец задания: Нарисуйте самого себя и ребенка в образе дерева.
- Сейчас обведите свою руку на листе бумаги и на каждом пальце напишите свое качество, характеризующее вас как педагога.