Юлия Кузнецова
Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
Цель семинара-практикума: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики; пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Познакомить участников с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Закрепить умения применять полученные знания в практике.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: еловые шишки, фасоль, макароны двух видов, фольга, прищепки, зубные щётки, пуговицы, верёвки, коктейльные трубочки, фото решётки для раковины, зубочистки, губки, рисунок под зубочистки (точечный, карандаши шестигранные.
Ход семинара-практикума:
Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо, что присоединились сегодня к нашему семинару-практикуму. Развитие мелкой моторики – эта актуальная тема на всех этапах дошкольного детства, как в младшем дошкольном возрасте, так и в более старшем. Именно поэтому я пригласила вас на наше сегодняшнее мероприятие.
Начну с того, что как вы знаете движения рук играют важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка. Многими учёными давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. Что мы относим к традиционным способам развития мелкой моторики?
К традиционным относят:
- пальчиковые игры;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;
- продуктивная деятельность: лепка, аппликация, игры с глиной, песком;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам (в более старшем возрасте).
Вторая группа способов развития мелкой моторики – это нетрадиционные способы. Что мы можем сюда отнести?
К нетрадиционным относят:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, шариками су-джок;
- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);
- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками;
Почему сегодня мы будем акцентировать внимание именно на нетрадиционных способах? Такой материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме и зачастую в любой группе детского сада.
Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Нетрадиционное использование предметов:
- стимулирует умственную деятельность;
- способствует хорошему эмоциональному настрою;
- повышает общий тонус;
- снижает психоэмоциональное напряжение;
- координирует движения пальцев рук;
- расширяет словарный запас;
- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Сейчас предлагаю вам перейти от теории к практике, но для начала немного размяться. Вообразим, что мы дети и немного поиграем. Давайте разделимся на 2 небольшие команды.
Каждой команде я даю небольшое четверостишье. Вам нужно придумать на него движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.
Команда 1:
Раз, два, три, четыре, пять,
Дождик вышел погулять.
По привычке шел неспешно,
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает:
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!»
И ушел. Засох газон.
Команда 2:
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Отлично, немного размялись. А теперь перейдем к практике. У вас на столах лишь часть того оборудования, которое может быть использовано в работе с детьми по развитию мелкой моторики. Давайте рассмотрим каждый из них, и остановимся на них поподробнее.
Приложение 1
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы можно использовать как в группе, так и предложить родителям для их совместных занятий с детьми дома.
Я приготовила для вас буклеты (приложение 2), где собрана некоторая теоретическая информация и практические упражнения и игры по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования.
И в заключении хочу провести с вами небольшую рефлексию и получить обратную связь. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Выбирайте по одной карточке с началом предложения и подумайте, какой фразой вы бы хотели его завершить:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»
«Я впервые услышала о …»
Спасибо вам за вашу работу сегодня, за ваши отзывы. Надеюсь, что данная информация будет действительно актуальна и что-то из сегодняшнего мероприятия вы возьмёте и в свою работу с детьми. Давайте похлопаем другу за работу. Будьте всегда здоровы, и хорошего вам дня!