Елена Доценко
Семинар-практикум «Формирование коммуникативных навыков в познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Человек с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства. Поэтому, планируя воспитательно-образовательную работу необходимо большое внимание уделять развитию коммуникативных способностей детей в разных видах деятельности.
Публикация «Семинар-практикум „Формирование коммуникативных навыков в познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Но сегодня мы поговорим о познавательно- исследовательской деятельности, в которой в большей степени осуществляется возможность коммуникации дошкольников.
Именно в экспериментальной деятельности детям предоставляется возможность самостоятельно решать поставленные задачи, находить пути их решения и реализации задуманных проектов.
Например, предлагая детям поставить опыт с водой и льдом «как получить разноцветный лёд?» мы ставим перед ними цель и задачи, которые должны быть решены, даём детям время на обдумывание, выслушиваем варианты, затем привлекаем их к обсуждению хода эксперимента. В процессе деятельности они должны самостоятельно прийти к выводу, что легче и проще найти решение, если работать сообща. Как в пословице: «Ум хорошо, а два лучше». Ребята непроизвольно начинают общаться между собой. Здесь необходимо научить детей слушать друг друга, не перебивая. Конечно, педагог может наметить план и все будут следовать ему, но постоянно этого делать нельзя, так как это лишает детей инициативы. Не следует также подсказывать и конечный результат, потому что теряется ощущение экспериментаторов. Каждый педагог может отметить, что во время такой работы не всегда бывает идеальная тишина и дисциплина – к этому дети приходят самостоятельно. В этот момент можно наблюдать, как ведутся беседы, споры, рассуждения, проявляются их коммуникативные способности. При этом необходимо научить детей договариваться между собой, приходить к общему решению. Не у всех это получается. Наша задача - не выпускать из поля зрения детей медленно работающих, необщительных и помочь им присоединиться к коллективу для плодотворной работы. Можно направить деятельность «сильных детей» на оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Так, в экспериментальной деятельности с предметами природы (например: вода, пар, снег, лёд) дети не только познают объект органами чувств, но и в процессе опытнической деятельности формируется самостоятельность ребёнка, коммуникативные способности. В дальнейшем дети свободно и осознанно могут рассказать о свойствах воды, снега, льда, пара. В старшем дошкольном возрасте они уже способны ставить вопросов, создавать проблемные ситуации и приводить доказательства через повторные эксперименты, что свидетельствует о сформированной активной умственной деятельности и культуры общения.
Детское экспериментирование изменяет характер общения ребёнка со взрослым. Значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с наставником, будь то родитель или педагог, ребёнок узнаёт много нового, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт. В своих рассказах, высказываниях ребёнок начинает выражать своё отношение к предметам природы.
Наблюдения в природе оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Его сознание обогащается запасом конкретных представлений о предметах, явлениях. Например, из чего сделаны облака? Какие бывают облака? (перистые, кучевые, слоистые). Тем самым расширяется словарный запас слов, с помощью которого дети выражают свои мысли, впечатления, эмоциональные переживания. Они не могут наблюдать молча. О наблюдательном объекте (предмете) говорят с другими людьми. Поэтому наша с вами задача во время наблюдений не только развивать соответствующие содержанию познавательные знания, но и речевые умения.
В процессе наблюдения мы задаём вопросы, предлагаем внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показываем взаимосвязь различных явлений природы. Можно также использовать стихи, малые формы фольклора. Например, загадки: «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». Главное - наблюдения необходимо сопровождать точными объяснениями того, что видят дети в этот момент. Чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Очень важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому нам, педагогам, необходимо научить детей высказывать свои суждения в форме сложных предложений и свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. Например, на дороге лужи, потому что шёл дождь. Если на небе видим кучевые облака, то дождя не будет.
Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Например, на что похожи кучевые облака? Ребёнок включает свою фантазию, воображение. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.
Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Коммуникативные умения — одни из ключевых умений выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативные умения являются базовой для других видов деятельности, сопровождают их и одновременно служат условием успешной социализации.
Ни для кого не секрет, что познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с проектной деятельностью. Проектная деятельность базируется на совместной деятельности взрослого и ребенка, умении договариваться, работать в коллективе. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.). Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу знать? Что надо для этого сделать? Эти вопросы будут планировать действия ребенка. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудования, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
Затем педагог и дети намечают план работы, в ходе обсуждения которого дети делятся своими идеями, используя диалогическую форму речи. Дети – активные участники проекта, они задают вопросы, ищут ответы, высказывают свое мнение, развивают навыки общения, умение работать со сверстниками и взрослыми.
Но практика показывает, что многие дети затрудняются выражать свои чувства и желания словами, у многих не сформировано умение понимать чувство другого человека, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остаётся за пределами внимания. Дефицит времени иногда приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога. А ведь учить детей осознанно контактировать со сверстниками, окружающими людьми – одна из важнейших задач дошкольного периода.
Поэтому, как можно раньше необходимо уделить внимание развитию коммуникативных навыков у детей, внимательнее отнестись к детским трудностям и постоянно играть с ними.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
сотрудничать;
слушать и слышать;
воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
говорить самому.
Эти умения очень важны для детей. И не только при проведении познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе самой жизни.
Хочу представить вашему вниманию примеры игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, представленных в сборнике игр и упражнений Л. А. Мартыненко «Коммуникативная компетентность дошкольников».
1. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.
Задачи:
• Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.
• Развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции.
• Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
• Развивать чувство ответственности за другого человека.
В этот блок входят всем известные игры: «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Холодно-горячо», «Хорошо-плохо».
Предлагаю вашему вниманию игру «Поводырь»
Оснащение: повязки на глаза (по количеству пар участников); предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т. д.)
Предметы-препятствия расставляются и раскладываются по комнате. Педагог разделяет детей на пары, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырём».
«Поводырю» нужно провести партнёра по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдём его» и т. п.
По команде педагога пары участников поочерёдно выполняют задание.
Затем дети меняются ролями, игра возобновляется.
Оценивается степень внимания к партнёру.
2. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
Задачи:
• Развивать вербальную и невербальную коммуникацию
• Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
• Развивать слуховое внимание и память.
• Учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них.
• Учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл.
• Учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника.
• Учить использовать приём активного слушателя: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Знакомые игры «Телефон», упражнение «пантомимические этюды», «Сказки наизнанку».
«Пум-пум-пум»
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум-пум-пум». «Пум-пум-пум» - так мы будет называть любой загаданный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например:
- почему ты загадал этот «пум-пум-пум»?
- Для чего «пум-пум-пум» нужен?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? И так далее
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полными предложениями. Ребёнок, который первым назовёт загаданный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
3. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию
Задачи:
• Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации
• Развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, а также умозаключений.
• Развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Почему? А потому!
Оснащение: фишки.
Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети
задают такие вопросы друг другу.
Например:
- Почему кошка часто умывается?
- Может слон жить без хобота? И др.
Ребёнок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
4. Игры и упражнения на развитие умения говорить самому.
Задачи:
• Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла
• Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности слушателя
• Научить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.
Знакомые игры «Опиши друга», «Магазин».
Знакомство
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей
С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»
Ребёнок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображён на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации ребенка, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.