Диана Эюпова
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»
Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграции
художественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы с вами собрались поговорить о системе художественно-эстетического воспитания детей в детском саду. Ведь приоритетным направлением работы нашей дошкольной организации является художественно – эстетическое. Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
В. : Если правильно организовать творческую деятельность детей, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.
В. : 1 вопрос – «Как ФГОС раскрывает художественно-эстетическое развитие?» -
После того как участники предположили, зачитываем выдержку из ФГОС ДО.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В. вопрос 2: Какие есть виды детской художественно-эстетической деятельности?
(ответы) После ответов: Театрализованная. Художественная литература. Продуктивная. Игровая. Музыкальная.
В. Следующий вопрос мы раскроем через тему доклада:
«Реализация системы художественно-эстетического развития детей в детском саду через художественное творчество».
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность данной темы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики и социальным заказом современного общества. В настоящее время многие отечественные и зарубежные производители изобразительных материалов расширяют свой ассортимент товаров, предлагая пользователям все больший простор для творчества и фантазии.
На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски, так и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин).
Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к продуктивной деятельности. Однако педагогам и тем более родителям трудно ориентироваться на рынке современных изобразительных средств, подбирая соответствующие техники и разрабатывая методики для творческого использования. Выбирать изобразительные материалы для работы с детьми необходимо в соответствии с такими требованиями:
-безопасность материала для здоровья детей; - высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного конечного рисунка и поделки (хороший результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех); - учет возрастных особенностей и возможностей детей (например, толщина грифеля восковых карандашей различна для детей 5 и 7 лет);
- прочность формы и содержания материала для возможности экспериментирования;
- привлекательность продукции (яркая, забавная упаковка вызывает у детей желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить на практике).
При реализации методики организации изобразительной деятельности и художественного труда рекомендуется взрослым руководствоваться следующими положениями:
- изобразительные материалы и обучение технике работы с ними не являются самоцелью;
- предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов;
- получение продукта (поделки, рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом;
- обучение технике работы с материалом следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;
- при подборе тем и содержания работы с материалом следует строить на решении простых и доступных задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;
- рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, чтение занимательных рассказов об истории использования материалов, решение задач «открытого типа», экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с ребенком.
Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями и полезными находками, конкретизирующими организацию детской продуктивной деятельности, обусловленную применением современных изобразительных материалов. Определяя тематику занятий по изодеятельности и реализуя ее на практике, стоит учитывать характер и качество материала.
Витражные краски используются для украшения предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Они эластичны, пропускают свет, а рисунок может быть использован многократно и переносится с объекта на объект. Дети радуются волшебному свечению фонарика для гнома, возможности украсить витражами окна домов разных сказочных персонажей, подарить друг другу воздушный шар с необыкновенным рисунком.
Клей ПВА лучше использовать по прямому назначению – для изготовления поделок из ткани, бумаги, картона, природного и бросового материалов; для аппликации, мозаики, создания объемных фигур. А также в качестве изобразительного материала: как для показа текстуры предмета, его декорирования, так и для ограничения распространения краски. В силу своей универсальности клей незаменим. Для реализации задуманного образа дети с огромным удовольствием и кропотливостью выкладывают на клейкую основу непривычный материал: разноцветной яичной скорлупой украшают сказочную птицу, с помощью полосок из журналов и газет передают пестрое оперение Курочки Рябы.
Удобство применения акриловых красок состоит в том, что они быстро высыхают, после чего не пачкаются. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать этот материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования: декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краски хорошо ложатся на стекло. Они применяются в детской декоративно-оформительской деятельности, для изготовления макетов («На скотном дворе», «На лужайке») и атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья»).
Акварель – достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно, и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие приемов работы с акварелью (рисование по-сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет создавать выразительные образы: сочную гамму осеннего натюрморта, мягкость пушистой шерстки зверят, замысловатые узоры весеннего дождя, гармоничное сочетание цветов в вазе.
Качества определенных материалов и особенности некоторых техник требуют порциального ознакомления детей с ними. Необходимость поэтапного распределения познавательного материала регулирует математическое построение методики. Например, осваивая технику работы с клеем ПВА, дети сначала украшают объекты – брелоки и кулоны – нанося простой узор на основу, а впоследствии используют клей как живописный материал.
Творческую мысль будят во время создания поделок и рисунков, обмен идеями и знаниями. Этому в большей степени способствует такая форма организации занятий, как мастерские, где дети создают коллективные работы. На первых этапах дошкольники под руководством педагога выполняют отдельные детали и, соединяя их в общую композицию, приобретают уверенность в своих силах, наблюдают, как из кусочков складывается красивое произведение для украшения группы.
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей. Одно из наиболее ажных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать.
Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности :
- монотипия предметная, пейзажная,
- тычок жесткой полусухой кистью,
- оттиск пенопластом, паралоном, смятой бумагой,
- рисование пальчиками и ладошкой, свечой и акварелью, восковыми мелками, по мокрому.
- печать по трафарету,
- отпечатки листьев,
- набрызг,
- тиснение,
- граттаж.
Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения, что также приводит к положительному эмоциональному отношению к изобразительной деятельности, удовлетворению потребности детей в познании нового, интересного, активизирует творческую активность.
Рисование, лепка, аппликация и художественный труд - это те виды творческой деятельности которые, способствуют познанию мира, развитию эстетического восприятия окружающего, наблюдательности, воображения, мышления, памяти и продуктивной творческой активности ребенка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Самостоятельная художественная деятельность детей представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности.
К самостоятельным действиям воспитанника побуждают различные причины : интерес к произведениям, стремление научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, придумать и рассказать свою собственную историю, лепить, рисовать, показать спектакль.
Усвоенное в процессе НОД воспитанники дошкольного учреждения закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях. Наблюдения показывают, что в самостоятельную художественную деятельность дети переносят не только содержание различных видов деятельности (по рисованию, лепке, музыке, но и саму форму (игра в «занятия», дидактические музыкальные игры).
Наиболее ярко самостоятельная художественная деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется, прежде всего, в выборе темы, в замысле. Воспитанники сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка, выбирают изображения персонажей и показывают их на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.
В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участниками которого они были, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. Становление и развитие самостоятельной художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельных действий, дающих возможность применить знания и умения в новых условиях, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам.
Самостоятельная музыкальная деятельность складывается под влиянием НОД по музыкальному развитию. Музицирование на детских музыкальных инструментах в разные периоды пребывания ребёнка в группе детского сада, пение без сопровождения, напевание, слушание музыки, музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы) – эти действия в повседневной жизни вне НОД выявляют естественную потребность детей (не только в ДОУ, но и дома) воспроизвести то, что они услышали в ходе НОД.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей связана с их собственными интересами и желаниями. Детские интересы обусловлены теми впечатлениями, тем опытом, который накапливается у ребёнка в процессе НОД, участия его в играх, праздниках и развлечениях, в процессе общения с окружающим миром
В. Следующий вопрос: 3 вопрос- Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению?
«Целевые ориентиры по художественно-эстетическому направлению»
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
-Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
С. В. : Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое? (Предположительные ответы педагогов).
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности. И чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
При реализации художественно – эстетического направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДО.
Музыкальный руководитель – направление работы:
- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства;
- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;
- подбор музыкальных произведений;
- подготовка детей к участию в городских конкурсах детского творчества;
- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;
- постановка танцев для детских утренников, праздников, развлечений;
Воспитатель – направление работы:
- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;
- участие в конкурсах детского художественного творчества;
- создание условий для художественно – эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;
- работа с родителями в системе художественно – эстетического воспитания;
Вывод: Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углубить и обогатить образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания музыки, изобразительного искусства и детской художественной деятельности.
В. : А теперь я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески.