ксения мартынова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное взаимодействие с гиперактивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с гиперактивными детьми.
Цель: раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми, способствовать повышению компетентности педагогов.
Задачи:
-познакомить педагогов (родителей) с особенностями гиперактивных детей;
-показать отличия гиперактивных детей от активных;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Эффективное взаимодействие с гиперактивными детьми“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;
-познакомить с играми для таких детей.
План семинара.
1. Ритуал приветствия
2. Мини-лекция «Что такое гиперактивность».
3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
4. Причины и механизмы развития СДВГ
5. Как выявить гиперактивного ребенка в группе.
6. Игры, в которые играют гиперактивные дети
7. Обратная связь.
Оборудование:
• мяч;
• листы чистой бумаги;
• ручки, карандаши.
1. Ритуал приветствия:
Добрый день, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на этом семинаре, надеюсь, он вам будет интересен и полезен в вашей профессиональной деятельности. Попрошу вас проявлять инициативу и активное участие.
Упражнение «Поздороваемся»
Участники перекидывают мяч друг другу и здороваются, называя собственное имя и ассоциацию с заглавной буквой (Галина-говорливая, Лена-лучшая, Татьяна-талантливая
2. Тема нашего семинара звучит так : как же взаимодействовать с гиперактивным ребенком?
Чтобы начать работу определимся с терминологией.
Что же такое СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверх подвижными.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное неврологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивностии и может превышать показатели возрастной нормы.
Основным проявлением СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются у ребенка на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов и социальной дезадаптации.
Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70 % подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдром гиперактивности (Н. Н. Заваденко).
Работа педагогов с анкетой особого ребенка. (Приложение 1). (в подгруппах по 4-5 чел)
3. Портрет гиперактивного ребенка.
Наверное, в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы,раздражительны и безответственны. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов” (1997).
Каждому воспитателю знаком этот портрет. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Они могут нагрубить и после пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит.
Гиперактивный ребенок может толкнуть или ударить кого-то и не помнить об этом. Слушая постоянные обвинения в свой адрес, гиперактивные дети вполне искренне клянутся, что не грубили, не брали, не толкали, и это вызывает еще большее возмущение окружающих.
Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунишками, хулиганами и драчунами. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против них. Следствием подобного развития событий часто становится невротизация или защитная агрессия.
Гиперактивные дети не рождаются агрессивными, их грубость обычно является реакцией на аналогичное обращение взрослых. Они просто возвращают
взрослому «той же монетой», так как не умеют контролировать свои действия. Если взрослые постоянно заставляют их защищаться, то к подростковому возрасту многие из них становятся агрессивными. Довольно часто бывает так, что деятельность мозга с возрастом компенсируется, а патология характера остается на всю жизнь.
Беседа с педагогами по анкете.
4. Причины и механизмы развития СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
Примерно в 84 % случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности или родов.
У 57 % родителей, у чьих детей отмечен синдром гиперактивности, в детстве отмечались такие же симптомы, то есть отмечены генетические причины возникновения СДВГ.
В 63 % случаях проявления гиперактивности у детей могут провоцировать негативные воздействия внутрисемейных факторов. (Н. Н. Заваденко, 2000).
По одной из теорий считается, что СДВГ связано с легким органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности и родов, а также в первые дни жизни ребенка.
Это могут быть: инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период. Пищевые отравления будущей мамы. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, различные травмы и ушибы в области живота. Иммунологическая несовместимость (порезус – фактору, угроза выкидыша.
Многие хронические заболевания матери, обостряющиеся во время беременности: гипотония и гипертония, сердечная и легочная недостаточности, токсикоз второй половины беременности может привести к нарушениям обменных процессов, недостаточному снабжению плода кислородом и питательными веществами.
5. Как выявить гиперактивного ребенка в группе.
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка, которые можно использовать в практической работе (приложение 2).
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ
Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.
Следует помнить:
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:
1) специалистами;
2) по достижении ребенком возраста 8 лет;
3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течении 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:
1. Не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
2. В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т. п. ;
3. Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
4. Работать целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
5. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
6. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
7. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
8. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
9. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
10. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
11. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых - упражнения.
• игры на развитие внимания;
• игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
• игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
• игры, способствующие закреплению умения общаться (коммуникативные игры).