Татьяна Цибульская
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов».
Составила и провела:
учитель-логопед ДОУ
Цибульская Т. С.
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память, воображение. Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.
Требования к выбору произведений для пересказа:
1. Должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
2. Быть доступными по содержанию;
3. Быть доступными по объёму;
4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь;
5. Иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.
Не рекомендуется пересказывать стихотворение.
Требования к пересказу литературных произведений:
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определённые требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
• Полноценное и доступное содержание;
• Разнообразие жанров;
• Чёткая композиция;
• Простой, но богатый язык;
• Небольшой размер.
Требования к пересказам детей:
1. Осмысленность (полное понимание текста);
2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения);
3. Последовательность и связность пересказа;
4. Использование словаря и оборотов авторского текста;
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;
6. Выразительность и фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Общие методические приемы к пересказу:
1. Совместный пересказ педагога с ребенком.
2. Подсказка слова или фразы.
3. Вопросы к детям.
4. Упражнения-указания.
5. Поощрение.
6. Пересказ по частям.
7. По ролям.
8. Как игра драматизация – игровой прием.
Виды пересказа:
• Подробный пересказ (близкий к тексту);
• Краткий (сжатый);
• Выборочный;
• С перестройкой текста;
• С творческими дополнениями.
Виды занятий по пересказу:
• Пересказ по готовому плану;
• Пересказ по выбору детей;
• Пересказ по ролям.
Структура пересказа:
1. Вводная часть.
Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к воспроизведению текста.
Приёмы:
• Краткая вступительная беседа;
• Показ картинки;
• Напоминание о наблюдениях;
• Загадка.
2. Первичное чтение произведения.
• Сообщение названия, автора, жанра;
• Чтение без установки на запоминание.
3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия.
Приёмы:
• Драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра.
Подготовительная работа:
1. Подготовка воспитателя:
• Выбор произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени произведения;
• Анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;
• Отбор в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения.
2. Подготовка детей:
• Обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривание картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);
• Объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
• Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
Младший дошкольный возраст.
Цель: выработка умений слушать; отвечать на вопросы; включать в рассказ слова и отдельные предложения.
Задачи: научить воспринимать текст; подвести к воспроизведению текста.
Методы и приёмы обучения пересказу.
Средняя группа.
Задачи: рассказывать хорошо известные сказки и рассказы; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Главное в обучении пересказу – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл.
Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» и др.).
Приёмы:
• Вопросы;
• Пояснения;
• Показ иллюстраций;
• Упражнения на развитие выразительности речи;
• Приём «отраженной речи»;
• Подсказ;
• Поощрение;
• Совет.
Старшая группа.
Задачи: учить пересказывать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно; передавать содержание без помощи вопросов воспитателя; использовать авторские слова и выражения.
Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц».
Приёмы:
• Беседа;
• Вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений);
• План рассказа (составленный воспитателем или совместно с детьми);
• Пространственная модель;
• Указания;
• Оценка рассказа детьми;
• Пересказ по ролям;
• Инсценировка.
Подготовительная группа.
Задачи: Продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. п.). Учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.
Русские народные сказки «Заяц – хваста», «Лиса и козёл»; рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи»; Л. Н. Толстого «Косточка»; В. Бианки «Купание медвежат». В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо»; Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода».
Приёмы:
• Выборочный пересказ;
• Пересказ от лица героев;
• Придумывание продолжения;
• Сочинение рассказов и сказок.