Екатерина Луговых
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Общение педагогов с родителями воспитанников»
Семинар - практикум для педагогов
«Общение педагогов с родителями воспитанников»
Цель семинара – практикума – развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями, повышение уровня профессионального мастерства
План семинара- практикума :
1. «Информационный блок»
2. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Публикация «Семинар — практикум для педагогов ДОУ „Общение педагогов с родителями воспитанников“» размещена в разделах
3. Упражнение «Список претензий к родителям»
4. Упражнение «Червяк и яблоко»
5. Упражнение «Войди в круг»
6. Рекомендации педагогам в общении с родителями
7. Антисстрессовое упражнение «Ластик»
8. Рефлексия
Информационный блок:
На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Поэтому наш семинар – практикум посвящен общению воспитателя с родителями воспитанников.
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель упражнения - осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Процедура выполнения:
Воспитателям предлагается в группах по 3 — 4 человека:
А) создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками;
Б) создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения.
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно
вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Упражнение «Список претензий к родителям»
Цель упражнения - осознание педагогами невозможности построения общения на
взаимных претензиях.
Процедура выполнения
В ходе этого упражнения воспитателям необходимо осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.
Инструкция
Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу. На работу отводится до 10 минут. Педагог-психолог подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.
На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4—5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.
Анализ упражнения:
1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам? Какие?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
Упражнение «Червяк и яблоко».
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
(Педагогам раздаются листочки- полоски, в которых они записывают свои ответы).
Поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
*возникновение конфликта (появление противоречия)
*осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
*конфликтное поведение;
*исход конфликта.
Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя.
На примере проводится мини-упражнение «Руки». Психолог просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая, бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится. В ответ на агрессию, мы бессознательно начинаем сопротивляться, т. е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к родителям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Педагог- психолог задает вопрос воспитателям, знают ли они приемы и способы выхода из конфликтных ситуаций?
Раздаются памятки воспитателям «Способы разрешения конфликтных ситуаций»
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Педагог - психолог раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал вместе с воспитателями.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
(Участники зачитывают свои ответы, а психолог их комментирует).
Примеры ответов:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Упражнение «Войди в круг»
Цель – демонстрация педагогам необходимости гибкого отношения к родителям.
Процедура выполнения:
Участники встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей.
Один из участников остаётся за кругом- воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Рекомендации педагогам в общении с родителями
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе!
4. Давать возможность родителям высказываться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитания и такта.
6. В сложной ситуации подавать пример уступчивости – эти своего достоинства уронить нельзя, но его можно укрепить.
Антисстрессовое упражнение «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ, и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Рефлексия.
На этом наша встреча заканчивается. Что было для Вас интересного? Что узнали нового? Воспитатели по очереди высказываются о результатах семинара – практикума.