Елена Михайленко
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование современных Интернет-технологий в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна
оставаться на месте, в то время как другая делает
следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса,
одинаково применимый как к целым народам,
так и к отдельным людям.
Йожев. Этвёш
Цель:
• познакомить коллег с методами и приемами использования информационно коммуникационных технологий;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Использование современных Интернет-технологий в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• формировать желание коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИКТ;
• выбирать электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Одной из ее целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию Интернет-ресурсов в педагогической практике воспитателей. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение и воспитание дошкольников становится эффективнее, если воспитатель владеет Интернет-технологиями и использует возможности Интернета в своей практике.
Массовое внедрение Интернета в образование наблюдается в России в последнее время. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио и телевидение, его не считают чем-то экзотическим и недоступным для простого пользователя компьютером.
На современном этапе развития нашего образования ставится задача выхода на новый уровень использования возможностей интернета в целях развития образования, науки и культуры России.
Воспитатель может использовать информационные ресурсы Интернета по следующим пунктам:
1. Самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети интернет, изучение опыта работы российских и зарубежных коллег.
2. Получение нормативно-справочных документов с серверов министерств, областных, городских и районных отделов образования.
3. Свободный доступ ко многим российским и зарубежным периодическим изданиям: газетам, журналам, вестникам и т. п.
4. Получение информации о новейших педагогических технологиях и системах.
5. Разработка конспектов и дидактических материалов к занятиям для детей дошкольного возраста. Использование на занятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети.
6. Знакомство с новыми книгами, учебными пособиями, возможностью их приобретения в интернет-магазине и получение их по почте или в электронном виде по электронной почте.
7. Получение информации о конференциях, конкурсах, отправка заявок на участие в них. Участие в дистанционных конкурсах через интернет и получение электронных документов (дипломов, грамот, сертификатов).
8. Публикации своих методических и дидактических разработок, статей в сети интернет. Участие в семинарах, вебинарах, конференциях.
9. Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.
Сегодня, мы остановимся на некоторых вопросах демонстрирующих реальное использование Интернета в качестве ресурсной базы для воспитателей.
Сначала несколько слов о самой Сети и организации ее работы. Что же это такое интернет?
Интернет – гигантская всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч глобальных, региональных и локальных сетей всего мира, в которых используются единые согласованные правила обмена данными между компьютерами. Ее назначение – обеспечить любому желающему постоянный доступ к любой информации. Упрощенно ее можно представить себе, как сеть связанных между собой и разбросанных по всему миру компьютеров, которые являются узлами или серверами Сети и в которых хранится информация.
Самый простой информационный элемент Всемирной сети, имеющий свой Интернет-адрес называется тематической страницей. На ней содержится относительно небольшой объем информации, как правило, посвященный какому-либо отдельному аспекту выбранной темы.
Страницы объединяются в сайты. На одном сайте может содержаться от трех и более соединенных между собой страниц. Пользователи могут «попасть» несколькими способами на страницу Сети: сначала на сайт, структурным элементом которого является эта страница, а затем на саму страницу либо непосредственно на страницу (при условии, что они знают ее адрес).
Самыми крупными информационными элементами Интернета являются порталы, которые объединяют близкие по тематике сайты.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Воспитатель может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, значимость информации в сети Интернет именно в том, что всегда можно воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или иной проблеме. На сайтах создаются электронные библиотеки, где каждый педагог может посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек и консультаций, нужную и полезную информацию для общего развития, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. А так же практически на всех сайтах имеются нужные и полезные ссылки. На некоторых сайтах уже помещены обучающие мультимедийные презентации на различные темы, начиная от времён года, предметный мир, окружающий мир и т. д. Это очень хорошее подспорье тем педагогам, которые не умеют создавать такие презентации или недостаточно времени на их создание, но они являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию.
Какое-то время тому назад мы столкнулись с тем, что количество информации по тематике дошкольного образования, необходимой педагогам для нормальной работы с дошкольниками, крайне невелико, и, кроме того, концентрация полезного в работе материала ничтожно мала. Воспитатель, при подготовке к проведению занятия в детском саду, вынужден тратить время на поиски, при этом не всегда удачные.
На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных дошкольному образованию. На таких сайтах можно найти готовые конспекты занятий, статьи, упражнения, аудио книги, художественную литературу по возрастам.
Интернет содержит массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов. Задача взрослых оградить детей от ненужных, вредных сайтов, программ. Для этого педагог образовательного учреждения должен сам хорошо ориентироваться в сети Интернет, подходить к подбору материала из Интернета очень дифференцированно, продуманно.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое. Изменения коснулись всех сфер жизни общества. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. На этом фоне особенно широко стали применяться дистанционные технологии обучения, которые предоставляют возможность для оптимального режима обучения, с учетом физических и психологических особенностей ребёнка. В этой связи, родители (законные представители) сами определяют удобное для ребёнка время для занятий, какой промежуток времени для него наиболее продуктивен для занятий; здесь и индивидуальный подход к ребёнку; ребёнок не привязан к определённому месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основным условием является наличие ПК и доступ к интернету. Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса : обучающихся, их родителей (законных представителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 16) Жизнь в условиях самоизоляции изменила основные формы работы педагога с детьми и родителями на дистанционный режим. Дистанционное образование детей — образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством интернет технологий. Поэтому, дистанционные образовательные технологии стали одним из средств взаимодействия с детьми и с семьями воспитанников и нашего дошкольного учреждения. Суть дистанционного обучения заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал (видео-занятия, интерактивные игры и др.) и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют рекомендованные им задания. Основная цель — предоставить ребёнку возможность получить образование на дому. Это, в первую очередь относится к детям, которые в силу состояния здоровья не посещают детский сад, или находятся дома по причине отпуска родителей, по случаю приезда бабушки. Таким образом, технология дистанционного образования не противоречит современным тенденциям развития образования и наиболее приемлема, актуальна в данный период, доступна всем педагогам ДОУ. Используя технологии дистанционного обучения мы руководствуемся, целью обеспечения родителей необходимой информацией, а детей — необходимыми знаниями в период самоизоляции в домашних условиях, т. е. качественного усвоения образовательной программ. Задачи педагога : – Повышения качества и эффективности образования путём внедрения дистанционных технологий; Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования; Предоставление дошкольникам возможности освоения образовательных программ непосредственно на дому или по месту временного пребывания; Повышение уровня компетентности родителей;
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения дошкольников. Ранее они были представлены только в режиме консультативного пункта (на сайте детского сада). А значит, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. В современном мире воспитателю важно обладать многими навыками: уметь создавать презентации, видео-уроки на видео-хостинге youtube.com, отбирать уже имеющийся образовательный материал, аудиоматериалы для детей, работать с разными фото и видео-редакторами. Здесь большую роль играет самообразование педагога. Необходимо помнить, что к созданию видео-роликов (для офлайн-занятий) предъявляются ряд требований: Качество съемки и звука. Наличие чёткого сценария. Чёткость и тембр речи спикера. Возможность перехода от «режима спикера» к «режиму презентации». Грамотный подбор иллюстраций. Деятельность спикера перед экраном в медленном темпе. Видеомонтаж можно сделать с помощью фото и видео-редакторов. Требования, которые предъявляются к онлайн занятиям с детьми: Рекомендации к необходимым материалам для занятий, как организовать рабочее место перед компьютером; Информационные письма; Краткий обзор видео-материалов; Инструктаж по средствам навигации, правила взаимодействия. Четкость и медленный темп речи педагога. Воспитателю, также важно создать и свой персональный сайт, в нашем случае, это электронное портфолио педагогов (netfolio) в котором педагог пополняет свою методическую копилку. Для чего воспитателю сайт, канал, рубрика? Это, прежде всего, площадка для публикаций и обобщения собственного опыта работы; это презентация собственных достижений; это возможность привлечь родителей и найти единомышленников, обмен опытом. Дистанционное общение и обмен информацией с родителями происходит через мобильное приложение WhatsApp, Facebook, Instagram. Страница, созданная в инстаграм, называется «Таплинк» — это сервис, благодаря которому вы легко сможете создать свой мини сайт. С помощью данной площадки вы сможете рассказать о себе, вашей деятельности, разместить разделы «Домашнее задание», «Информация для родителей». И, главное, для этого вам совершенно не нужно никаких специальных знаний в области программирования, HTML-верстки, скриптов, фотошопа и прочего. Все, что нужно сделать, — это два шага: зарегистрироваться и выбрать необходимые элементы для вашего сайта. Но, несмотря на такую простоту действий, многие пользователи до сих пор испытывают трудности при создании и настройке Таплинка. В связи с этим педагоги могут повысить свой уровень компетентности через обучение на интернет сайте Педагоги России. Где постоянно проводятся Google марафоны по использованию ИКТ технологий. Через электронную почту, родители воспитанников могут получать необходимые консультации и рекомендации по вопросам воспитания и образования детей. Дистанционное обучение с использованием технологий позволяет педагогам повышать уровень знаний за счёт применения современных средств : тематических сайтов, Youtube-каналов, авторских колонок на образовательных сайтах и др.
В сети Интернет педагог может выбрать образовательные интернет-ресурсы для дошкольников : игры и развивающие занятия. Где педагогами представлены подборки полезных материалов, мастер-классов, познавательные видеоролики. https://deti.mosmetod.ru
Интерактивная образовательная система МЭО — Детский сад. (Мобильное электронное образование).
Платформа МЭШ-Дошкольники. В библиотеке «Московской электронной школы» («МЭШ») доступно новое приложение «Дошкольники». Для детей старшего дошкольного возраста представлена серия интерактивных заданий и игр. Формат познавательного олайн-путешествия с единорогом Веней и белочкой Люсей. Таким образом, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем педагогам ДОУ. В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Это не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично!
Я считаю, если воспитатели в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в дополнительном образовании позволяет работать с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему педагогу расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.