Евстифеева Елена
Семинар-практикум для педагогов ДО «Шарики Су-Джок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
структурное подразделение дошкольные группы «Сказка»
Семинар – практикум
для воспитателей общеразвивающих групп
на тему: «Использование су-джок терапии в коррекционно – развивающем процессе у дошкольников»
Подготовили:
учитель-логопед
Селифанова Т. Н. ,
воспитатель
Евстифеева Е. Е.
г. Воскресенск, 2020
Одним из важнейших показателей психического здоровья ребенка является речь. Она помогает ребенку интегрироваться в общество, чтобы стать полноправным его членом.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДО „Шарики Су-Джок“» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Ребенок должен уметь обобщать и составлять связный рассказ, чтобы свободно общаться, высказывать свои мысли и чувства. Умение говорить тесно связано с моторикой. Как говорится, речь ребенка находится на кончиках пальцев. Если малыш плохо говорит, то и пальчики у него тоже слабые.
Несомненно, в последнее время встречается много детей, имеющих разную речевую патологию. Кроме этого, у них проблемы с мелкой моторикой и сенсорным развитием.
Наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, лепкой, рисованием предлагаю вам познакомиться с методом - это Су- джок.
Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время.
Это простая и совершенно безвредная система, придуманная южнокорейским профессором Пак Чже Ву.
Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию межполушарных связей головного мозга, повышению иммунитета, мелкой моторики, и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции. Массаж кисти и пальцев обеих рук способствует также развитию мышления, памяти, внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей.
На кистях имеются точки (или зоны, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга, — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т. е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействомвать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок -это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.
Цель использования Су-Джок терапии : стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Задачи:
• нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
• использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
• содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
• совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать память, внимание.
Для реализации задач используются следующие направления и формы работы:
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• коррекция произношения;
• совершенствование навыков пространственной ориентировки;
• совершенствование лексико – грамматических категорий;
• развитие общей и мелкой моторики.
Используя элементы Су – Джок терапии, предлагаю следующие методы и приемы:
• взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку)
• словесные приемы (потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)
• игровые приемы (занятия – игра, игровые упражнения)
• практические действия (массаж кистей, пальцев рук)
Су – Джок терапию проводят поэтапно:
1этап
Знакомство детей с массажером, правила его использования.
2этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3этап.
Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.
Рассмотрим подробнее некоторые формы работы с детьми с помощью массажеров.
1. Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
•Массаж специальным шариком Су-Джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
- катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
- катать мячик в ладонях по кругу;
- перебирать мячик пальчиками;
- сжимать мячик пальчиками;
- крутить мячик пальчикам;
- подбрасывать и ловить мячик;
- сжимать мячик в руках;
- перекидывать мячик из одной руки в другую.
Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
•Массаж эластичным кольцом.
Пружинные колечки надеваются на пальцы ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
2. Коррекция звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, колечко)
Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
- «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками
(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика)
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах
Одновременное произношение звуков, слов с движением и надавливаниями на шарик.
Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия
Характеристика звука (с помощью массажного шарика)
«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)
красный – для гласных;
синий с колечком – для звонких твердых согласных;
синий без колечка – для глухих твердых согласных;
зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;
зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.
Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним. «Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет».
«Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком».
«Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
«Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
Звуковой и слоговой анализ слов
Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.
Слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Связь звука с буквой
Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)
Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.
4. Совершенствование лексико –грамматических категорий
Словообразование, словоизменение
«Шарик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием шарика друг другу :
«Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей, Чья, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в домике живет?»
Совершенствовании навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно : красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
5. Совершенствование навыков пространственной ориентировки, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глаза закрывай, на каком пальце колечко, угадай»
Практическая часть: «Сказка про ежика»
Вашему вниманию предлагается практическое применение Су – Джок терапии с помощью шарика-массажера (презентация «Сказка про ежика»)
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок шарика в работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – джок терапии являются:
• высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
• абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
• универсальность – су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
• простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су – джок шариков /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/
Так как в своих группах мы работаем по лексическим темам, то подготовили картотеку игровых упражнений с шариками-массажерами и колечками (приложение №1)
Литература:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
2. Крупенчук О. И. Уроки логопеда : Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32.
3. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208