Иванова Мария Ивановна
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в инновационном режиме«
Тема:«Художественно – эстетическое развитие дошкольников в инновационном режиме через педагогические технологии»
Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?».
Провела: Матвеева Э. В
Цель: Обобщить и систематизировать знания педагогов по использованию педагогических технологий в области «художественно – эстетического развития дошкольников.
Описание игры:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Художественно-эстетическое развитие дошкольников в инновационном режиме„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Участники игры (команда) располагаются за столом, которые разделен на 12 секторов. В каждом секторе вопрос, ведущий крутит волчок, и на каком секторе останавливается стрелка, тот вопрос и зачитывается ведущем.
-Четыре из двенадцати видео вопросы.
-Один сектор занимает музыкальная пауза.
-Два сектора занимают Блиц-вопросы.
Правила игры:
В команде играют все педагоги, которые выбирают капитана. Команда обсуждает решение проблемы, ответ на заданный вопрос. Капитан команды определяет, кто будет отвечать на вопрос.
Команда имеет право на
- досрочный ответ;
-дополнительную минуту;
- помощь зала.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
1. Видео вопрос:
Как в ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие? (предположительные ответы).
После того как участники предположили, зачитываем выдержку из ФГОС ДО.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
2. Видео вопрос:
Какие технологии можно использовать в области художественно-эстетического развития? (предположительные ответы).
3. Видео вопрос:
Как вы понимаете выражение «Качество дошкольного образование, и каким образом можно обеспечить его в области художественно-эстетического развития? (предположительные ответы).
4. Видео вопрос:
Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования? (целевые ориентиры дошкольника).
Зачитываем ориентиры.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Педагоги отвечают на все вопросы, которые для них подготовили все участники образовательного процесса (педагоги, родители сотрудники ДОУ).
Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы назовите их?
– проблемная ситуация;
– выделение и постановка проблемы (формулирование проблемы через тему исследования);
– выдвижение гипотез – поиск и предложение возможных вариантов решения;
– подбор материала для проверки гипотез;
– проверка гипотез;
– анализ и обобщение полученных данных – формулирование вывода;
– подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебно-познавательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности детей.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. И. Калмыкова, Е. Н. Кабанова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская, Г. К. Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
портфолио…это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. …. дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.
Игровая технология В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью ….
педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит?. коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Блиц вопросы1
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал из которого изготавливают изделия в селе Полхов – Майдан? (дерево)
3. Материал из которого изготавливают дымковскую игрушку? (глина)
4. Название промысла, для которого характерны изготовления подносов? (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так? (золотой)
Формы развития музыкальности, которые используются муз рук. в практике – это:
Коммуникативные танцы
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
«Хор рук»
Ритмодекламация под музыку
Игры звуками
Элементарное музицирование
Блиц вопросы 2
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья? (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье? (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров, являются объемными, то к какому виду пространственных искусств можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера? (прялка)