Анастасия
Семинар-практикум для младших воспитателей «Сказочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Тема: «Сказочный мир»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности младших воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Способствовать активизации имеющихся знаний, умений и навыков.
• Создание благоприятного психологического климата в группе.
• Выявление умения взаимодействовать, находить правильное решение в ответ на поставленную задачу.
План семинара – практикума :
Публикация «Семинар-практикум для младших воспитателей „Сказочный мир“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Откуда пришла сказка?
2. Конкурс знатоков «По следам любимых сказок».
3. «Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства дошкольников со сказкой».
4. Итоги.
Ход:
1. Откуда пришла сказка?
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на семинаре-практикуме мы с вами ознакомимся с историей возникновения сказок, а также с приемами для работы с детьми с использованием сказок.
Итак, давайте начнем с того, откуда же возникла сказка.
С территорий возникновения первых сказок – древней Индии и фантастических стран Востока — шла сказка своим завоевательным путем. Своим движением сказка объединяла отдельные народы, давала одному народу вести о другом, хотя бы и в туманных, фантастических образах, возбуждая живой интерес к жизни в чужих землях.
В глубокой древности сказочные повествования не только возбуждали интерес в людях к дальним странам и побуждали путешественников к действиям, они ещё и стремились облагораживать человека, воздействовать на формирование в нем правильных основ.
Сказка указала преимущество человека перед животным, определила человеку необходимость стать выше самого себя. Она с очевидностью показала, как человек должен смотреть на основные понятия о добре и зле, и в какую сторону должны клониться его идеальные воззрения. Сказка развилась до степени обличительности только в более или менее развитых государствах.
И поэтому одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром в целом.
Сказка не дает прямых наставлений детям (например «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь.
Предлагаю вам путешествие по сказкам в конкурсе знатоков «По следам любимых сказок»
2. Конкурс знатоков «По следам любимых сказок» (Презентация Книс А. Н.).
1.(Русские народные сказки) Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
2. Каша из топора.
3. Теремок.
4. Курочка Ряба.
5. Репка.
6.(Чуковский) Телефон.
7. Тараканище.
8. Доктор Айболит.
9. Путаница.
10. Муха - Цокотуха.
11. (Андерсен) Русалочка, Дюймовочка, Снежная королева, Гадкий утёнок, Стойкий оловянный солдатик.
12.(А. С. Пушкин)
3. «Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства дошкольников со сказкой». (Дроботова В. В.)
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. ”. Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Спасательные ситуации в сказках.
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. ” Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – "Крошечка - Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.
Сказки от "живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
4. Итоги.
Наш семинар-практикум подошел к концу. Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что вызвало положительные эмоции? Что вызвало негативные эмоции? Что было самым полезным? Что было самым сложным? Что запомнилось больше всего?
Всем спасибо за проделанную работу и желаю вам дальнейших успехов и достижений!