Ольга Александровна Коваленко
Семинар-практикум «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»
Семинар - практикум
Тема: Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в детском саду.
(в форме деловой игры)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Семинар-практикум „Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы с вами собрались поговорить о художественно-эстетическом воспитании детей в детском саду, его значимости для развития ребёнка. Такая красивая тема, что невольно рука тянется включить приятную музыку и что-то творить и, причем, вместе с вами.
Цитаты:
«Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие» Бертольд Брехт.
На дворе сейчас зимушка –зима. Уважаемые коллеги, может вспоминается стихотворение или пословица при произношении этих слов? (заслушать варианты ответов, видео с Ромой М.).
И сейчас я подарю вам снежинки – загадки. И в ходе нашего семинара мы постараемся их отгадать, т. е. найти правильные ответы.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом, художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
А сейчас, внимание! Пришло время полететь нашей снежинке под с номером под №1. Прочитайте, пожалуйста наш вопрос. Как ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие? Давайте с вами немного порассуждаем….
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Давайте вспомним, что такое художественно - эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический и интегрированный процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Основой процесса художественно-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, которая направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Средствами художественно- эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды (но об этом мы поговорим на следящем семинаре) Главный вывод здесь, что свободном доступе для детей всегда должны быть разнообразные изобразительные материалы.
«Каждый ребёнок – художник. Вопрос в том,
как остаться им, когда вырастишь».
(Пабло Пикассо)
И сейчас полетит у нас снежинка под номером два. Прочитайте, пожалуйста, вопрос. Как вы думаете изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже? Какое понятие шире?
Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.
Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.
Давайте уточним, что такое способности?
Способности – это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.
Как вы думаете врождённые ли это качества?
Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способности развиваются только в процессе конкретной деятельности.
Вы все молодцы!Прекрасно освоили различные нетрадиционные техники в художественной деятельности. (ВЫСТАВКА детских работ всех групп).
Я считаю, что педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.
И хочу привести в пример притчу:
Однажды Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.
- Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.
Но спустя некоторое время, Мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.
- Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал Мудрец педагогу.
(Ш. Амонашвили) и ещё стоит добавить: мы учимся, уча других…
А сейчас к нам полетит третья снежинка (вопрос) : Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей.
• Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)
• Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)
• Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)
Также очень важное условие. Взаимодействие с родителями. Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей мы используем такие формы работы как организация родительских собраний, привлекаем родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.
(Выставка детских рисунков, взаимодействие с родителями). Ярослав в этом году участвовал в областном конкурсе рисунков и получил сертификат.
Таким образом, если правильно организовать творческую деятельность детей, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.
В логопедической практике при коррекции речевых нарушений используются разные виды работы, такие как:
• Чтение и пересказ сказок и рассказов.
• Использование игр-драматизаций.
• Заучивание фольклорных форм (стихов, диалогов).
• Проговаривание скороговорок.
• Повторение чистоговорок.
• Разгадывание загадок.
• Разучивание считалок.
На занятиях всегда используются пальчиковые игры и физминутки, где дети сопровождают говорение жестами и движениями, объяснение и уточнение смысла пословиц и поговорок.
У нас с детьми есть традиция входа и выходы с кабинета под музыку. Под ритм мы выполняем приветствие и обязательное условие –это улыбка. На занятие к нам приходят сказочные персонажи, также дети превращаются в них. Можно очень много перечислять, как же актуально художественно-эстетическое творчество.
Но лучше это все увидеть, мы переходим к практическому этапу нашего семинара.
В нашем детском саду 12 педагогов. Это старший воспитатель, 8 воспитателей, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК. Каждый из педагогов вносит существенный вклад в художественно-эстетическое развитие дошкольников. И без тесной взаимосвязи педагогов невозможно гармоничное развитие личности ребенка и навыков, закрепление пройденного материала и многое другое.
И вот сегодня, мы вам покажем результат взаимодействия педагогов в процессе формирования художественно-эстетического воспитания детей дошкольников во всех возрастных группах детского сада.
Практический этап.
1. Игра хороводная «Мы мороза не боимся» (воспитатели и дети средней группы)
2. Фрагмент занятия с элементами биоэнергопластики (учитель –логопед). Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
3. Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники (воспитатель второй младшей группы)
6. Татьяна Евгеньевна нам сейчас наглядно покажет, один из примеров, как проходит художественно-эстетическое воспитание в первой младшей группе, с использованием логоритмики. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала
«Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходим на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)
Спасибо вам всем большое, за подготовку. Все вы молодцы!
И рефлексией нашего семинара будет наш общий коллаж, который мы создадим все вместе, он будет служить отражением нашего настроения.
(используем все материалы на столе (бумага цветная, гофрированная нитки-пряжа, шишки, вырезки из журнала, клей ножницы и много-много всего остального, что может пригодиться для работы). Вам дается 5-7 мин., чтобы создать шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллективный коллаж.
9. Заключительная песня «Валенки».