юлия
Семинар-практика «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
для педагогов и младших воспитателей
«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
2. Способствовать осознанию воспитателем негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3. Отработать с участниками техники:
• саморегуляции;
Публикация «Семинар-практика „Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения;
• введения правил, ограничений на действия детей.
Материалы и оборудование: бумага, карандаши, карточки к упражнениям № 4,6, магнитная доска, памятки.
Ход семинара-практикума
1. Разминка. Упражнение «Сменяющиеся команды»
Инструкция ведущего: предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки. По моему сигналу, например, «четверки», вы должны как можно быстрее образовать группы по 4 человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое вы должны выполнить:
• «тройки»- возьмитесь за руки и скажите, что вы умеете делать хорошо;
• «двойки»- поднимите брови и назовите, кого вы считаете лучшим из мужчин;
• «четверки»- поднимите руки над головой и все одновременно громко сообщите о месте своего рождения;
• «количество участников» - встаньте в круг, обхватите за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикните: «Добрый день, коллеги!»
2. Вступительное слово.
Ведущий называет тему и задачи.
Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, педагогами и др. людьми.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Психологическое (или эмоциональное) насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Нас волнует вербальная агрессия педагогов и других сотрудников ДОУ.
3. Упражнение «Детская обида»
Инструкция ведущего: детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Попытайтесь вспомнить какую-либо свою детскую обиду, напишите в первой колонке, какие слова вас особенно ранили, а во второй отметьте те, которые вы употребляете сейчас.
Предлагается высказаться участникам. Обсуждение.
Ведущий: хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из- за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильных или противоправных действий.
Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
4. Упражнение «Признаки речевого насилия»
Ведущий: Давайте попробуем «нарисовать» портрет ребенка, постоянно подвергающегося речевому насилию.
Признаки речевого и психического насилия :
• часто печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• неумение общаться;
• нервный тик;
• вредные привычки;
• низкая самооценка;
• антиобщественное поведение.
Необходимо проанализировать поведение детей в группе, присмотреться, нет ли указанных признаков у кого-либо из детей.
5. Упражнение «Словарь отрицательных оценок»
Ведущий: Предлагаю вспомнить слова и выражения педагогов, которые содержат отрицательную деятельность детей и написать каждую фразу на отдельном листе.
Ознакомление с записями и обсуждение.
Таким образом, к речевому насилию относятся :
• угрозы в адрес ребенка;
• замечания, высказанные в оскорбительной форме;
• принижение его успехов;
• постоянная критика в адрес ребенка;
• подавление инициативы;
• брань, крики в адрес ребенка;
• наказание за неправильный ответ;
• некорректное высказывание о внешнем виде;
• отказ в утешении, когда ребенок испуган или подавлен;
• негативная характеристика ребенка;
• открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.
6. Упражнение «Техника обратной связи для оценки поведения детей»
Ведущий: возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике? Оценка- первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Она- основа для формирования самооценки ребенка.
Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя- прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка.
ситуация оценка Я-сообщение
Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу А если бы тебе попытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?
Что ты делаешь! Ей же больно! Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет продолжаться, то кукол у нас не останется. И мне придется их спрятать.
Меня очень огорчает, что дети ломают игрушки, потому что потом нам не с чем будет играть.
Двое детей бегают друг за другом по группе и громко кричат Что за табун носится!
Сколько раз вам повторять: в группе нельзя бегать и кричать! Меня огорчает, что дети не соблюдают правила поведения в группе и мешают другим.
Один мальчик ударил другого за то, что тот взял машину, в которую он грузил кубики Сколько можно драться!
Зачем ты забрал у него машину! Мне жаль, что вы не смогли договориться и вместе поиграть. Делать больно другому очень плохо.
Вывод: осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, представляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.
7. Упражнение «Экстренные меры»
Ведущий: Чаще всего педагоги прекрасно знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышен раздраженный голос воспитателя, дающего негативные оценки поступкам детей, звучат некорректные указания и даже порой угрозы. Почему это происходит?
Между «несимпатичной» эмоцией, готовой вас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.
Ознакомление с памяткой «Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями».
Стоит напомнить, что ФЗ «Об образовании» предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями
1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный вдох. И так несколько раз.
2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать!»
3. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу- туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
4. Жестко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.
5. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.
6. Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребенка). Затем выпейте стакан холодной воды.
7. Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой – на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к этому времени вы не успокоились, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.
Педагог – психолог
Местиховская Юлия Николаевна