Елена Решетникова
Семинар по теме: «Путешествие в музыкальный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар по теме : «Путешествие в музыкальный театр».
Решетникова Елена Владимировна 2018 год
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: урок – путешествие.
Цель: развитие активного осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров.
Задачи:
Публикация «Семинар по теме: „Путешествие в музыкальный театр“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания муз. произведений, дальнейшему их анализу. Формирование целостного представления о творчестве Римского Корсакова.
Воспитательные: воспитывать мир чувств реб нка, его эмоциональную чуткость.
Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, воображения, фантазии, умений сравнивать, анализировать, эмоционального отклика на музыку.
Способствовать развитию творческих способностей.
Ход занятия.
Орг. момент.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
- Ребята, что это за музыка звучит?
- Она приглашает нас в сказку.
- А где мы можем увидеть сказку? (в театре).
Это что за представленье,
Зрителям на удивленье?
Вроде бы спектакль ид т,
Но любой артист по т.
Вот так чудо-расчудесное,
Разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют,
В театре ….ОПЕРОЙ зовут.
У оперы один закон,
Всем петь приказывает он. С. Волков
- Ребята, в любом театре можно увидеть оперу? (нет, только в оперном).
- Как вы думаете, о ч м сегодня будем говорить? (о театре).
- Что вы хотели бы узнать о театре?
- Ну что ж, начинаем наше путешествие в театр. Театры бывают разные : драматические, музыкальные, кукольные и театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. Но есть всемирно известные театры - Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве. Но прежде чем мы пойдем в театр, нам надо знать, как себя там вести? Итак, каждая группа разработает правила поведения в театре.
- Проверяем, зачитываем. Приходим к выводу, что в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т. д.
- Молодцы, с правилами мы определились. Ну, а теперь перед театром висит афиша. Что это такое, кто знает? (афиша – это информация о предстоящем спектакле. Из нее мы можем узнать, как называется
спектакль, когда и во сколько он будет. А также где, и какие артисты там будут участвовать).
- Давайте создадим афишу для нашего спектакля. Посмотрите, какой спектакль сегодня показывают.
В синем море зв зды блещут, в синем море волны хлещут
Туча по небу ид т, бочка по морю плыв т.
Словно горькая вдовица, плачет, бь тся в ней царица;
И раст т реб нок там не по дням, а по часам.
- Что это за сказка? (О царе Салтане).
- Кто написал эту сказку? (Пушкин).
- К 100 со дня рождения А. С. Пушкина, великий русский композитор Н. А. Римский – Корсаков написал оперу с таким же названием «Сказка о царе Салтане».
Создание афиши.
- В сказке у князя Гвидона есть 3 чуда, помните какие? (белка, богатыри, лебедь).
- Римский – Корсаков тоже созда т симфоническую картину, которую также называет «3 чуда». Как думаете, кто е будет исполнять в опере? (симфонический оркестр). Что такое картина? (изображение) Музыка будет изображать.
- Симфонический оркестр – непременный участник музыкальных спектаклей. Оркестр не только сопровождает пение, но и раскрывает смысл происходящего действия, созда т звуковые картины природы.
- Где в театре располагается оркестр (в оркестровой яме). Находится она между первыми рядами зрителей и сценой.
- Чтобы узнать симфоническую картину, что нужно сделать? (послушать).
Слушаем первое чудо князя Гвидона.
Слушание темы белки.
-Белка там жив т ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки по т
Да орешки вс грыз т,
А орешки не простые,
Вс скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
- Ребята, какой инструмент исполняет тему белки в опере? (флейта).
- К какой группе инструментов относится этот музыкальный инструмент?
- А к какому характеру можно отнести эту тему: песенно-танцевальному, танцевальному или маршевому? (песенно-танцевальному)
- Почему? (белка по т «Во саду ли в огороде» и танцует).
- Расскажите про второе чудо.
Там ещ другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплесн тся в скором беге -
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
- Ребята, как думаете какая по характеру музыка может быть у богатырей? (маршевая, бодрая, ч ткая, энергичная). Почему?
Послушаем второе чудо – тридцать три богатыря. Правильно ли вы определили характер музыки и какой инструмент исполняет эту тему.
Слушание второго чуда.
- Ребята, мы правильно определили характер?
- Какой инструмент исполняет тему богатырей? (труба).
- Почему именно этот инструмент выбирает Римский-Корсаков? (призывный, яркий, торжественный).
- Какое чудо у нас осталось?
- Как А. С. Пушкин написал о третьем чуде?
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Дн м свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
- То есть сначала она была кем? ЛЕБЕДЕМ, а затем превращается в ЦАРЕВНУ.
- Интересно послушаем музыку, рисующую Царевну Лебедь?
- Ребята, музыка показывает нам и лебедя и превращение в царевну. Давайте покажем, как лебедь плыв т по волнам, а когда вы услышите превращение в царевну, то встанете из-за парт.
Слушание третьего чуда.
- Как вы замечательно изобразили и леб душку и правильно определили тему царевны, молодцы.
- Ребята, понравилась тема царевны?
- А какой инструмент е исполнял, обратили внимание? (скрипка)
- Почему именно этот музыкальный инструмент? (певучий, нежный, ласковый).
- Ребята, кому понравилось наше путешествие по театру?
- Опера наша была сказочная, какой сказочной песней мы могли бы закончить наш урок? (Сказки гуляют по свету).
Исполнение.
1. Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.
2. Автор сказки о царе Салтане.
3. Этот инструмент исполняет тему белки.
У вас на столах лежат смайлики. Дорисуйте к смайлику настроение, которое было у вас на уроке