Галина Михалкина
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных образовательных
технологий при обучении детей с ОВЗ»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на занятиях в коррекционной школе:
1. технология разноуровневого обучения
2. коррекционно - развивающие технологии
3. технология проблемного обучения
4. метод проектов
5. игровые технологии
6. информационно-коммуникационные технологии
7. нравственная технология
8. здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, а также адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.
А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся.
Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Технология проблемного обучения
На современном занятии ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего занятия.
Пример: Ознакомление с числом 3.
Первоклассникам предлагается задание внимательно рассмотреть три совокупности разных предметов, представленных на рисунке, и установить черты их сходства и различия. На верхнем рисунке изображены, например, орехи, на среднем — мячи, на нижнем – птички. Сходство — количество предметов.
Затем можно предложить обучающимся рассмотреть три группы одинаковых предметов (например, кружков, отличающихся количеством предметов. И вновь дети должны выявить черты сходства и различия. Сравнивая и на этот раз совокупности предметов, учащиеся убеждаются в том, что признаком различия является количество элементов в каждой совокупности.
На основе рассмотрения этих и ряда других заданий обучающиеся подводятся к выводу о том, что само число означает определенное количество каких-либо предметов.
Ознакомление с окружающим миром. Тема "Физиология питания", 5 класс (среднее звено)
А) В начале урока - ПС: столкновение мнений.
Одна часть человечества говорит: "Мы живем для того, чтобы есть". Другая: "Мы едим для того, чтобы жить". Задаю обучающимся вопрос "Кто прав?".
Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о составе пищи они должны прийти к выводу: любой человек - и тот, который видит смысл своей жизни (таких немало) только в еде, и тот, который смысл жизни видит в других интересах, без пищи прожить не смогут.
Б) В середине занятия - ПС: столкновение мнений ученых (подойдя к вопросу о режиме питания).
Одна часть ученых говорит: "Кушать необходимо тогда, когда хочется", другая: "Кушать необходимо строго по режиму". Задаю обучающимся вопрос "Кто прав? А может у вас свое мнение на этот счет?".
Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу: каждый человек делает свой выбор о времени и необходимости принятия пищи, но должен помнить важное - чрезмерно частое потребление калорийной пищи, также как и чрезмерный перерыв в приеме пищи может привести к заболеваниям.
Без сомнения, технология проблемного обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе : её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Игра – активная форма коррекционно-развивающего занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
В качестве части занятия (при работе с терминами).
Словарная разминка.
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Кто сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждает тот, кто больше знает слов и назовет слово последним. У меня нарезаны квадраты разных цветов, которые я вручаю за ответы на занятии (если ответ правильный-красный квадрат, нет – синий).
Устный счет. Игра «Светофор» (рядом с «огнями светофора» - цифры-ответы на примеры. Обучающиеся выполняют вычисления, находят на доске цифру-ответ и по команде «Включили!» показывают соответствующий кружок). Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия, например, игра – путешествие или на примере знакомых сказок – упражнения на развитие кратковременной и долговременной памяти на основе аналитического сопоставления изученных сенсорных эталонов (формы, цвета, величины).
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает у него положительные эмоции, способствует самоутверждению ребёнка.
Информационно-коммуникационные технологии
Внедрение ИКТ в коррекционных школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т. к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Информационно-развивающие технологии предоставляют учителю-дефектологу оптимальный комплекс средств, с помощью которых можно решать коррекционные задачи.
Для успешного осуществления этой работы учителями-дефектологами нашей школы активно используется интерактивное оборудование – сенсорная панель. Благодаря технологии мультитач, ребенок может: передвигать объекты по экрану панели непосредственно пальцами руки. При нажатии на экран перемещается курсор мыши. Все, что мы можем сделать с помощью мыши, ребенок может делать пальцем прямо на панели.
Использование интерактивной сенсорной панели на занятиях учителя-дефектолога позволяет :
повысить качество обучения детей;
развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности;
развивать точность движений руки и мелкую моторику;
формировать навыки пространственной ориентировки;
повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
обеспечить эмоциональный комфорт на занятиях.
В занятия, с использованием сенсорной панели, мы включаем развивающие, обучающие компьютерные программы, авторские и мультимедийные презентации, такие как «Форма и величина», «Математический космодром», «Буквопад», «Собери слово из букв», «Верно-неверно», «Исправь слово», «Наша Родина. Наш город», «Профессии», «Найди отличия» - это удобный и эффектный способ представления информации и прекрасный наглядный материал, который выведен на большой экран.
Использование компьютерных программ и мультимедийных презентаций с помощью сенсорной панели в коррекционно-развивающей работе помогает решать следующие задачи:
1. Развитие движений руки и мелкой моторики: формирование всех видов праксиса, зрительно - моторной координации.
• моторика руки: движения кистями в горизонтальной и вертикальной плоскостях, поочередная работа рук.
• точность, координированность движений.
• пространственное направление движений, расположение предметов (вверху - внизу, справа - слева, на - над - за - под).
2. Восприятие:
• узнавание изображений предметов на сенсорной панели;
• узнавание по соответствующему звучанию или голосу диктора;
• выбор предметов на панели по слову («найди», «где», «покажи», «найди такой же»);
• выбор частей целого;
• узнавание цвета.
3. Память:
• запоминание изображений и предметов на панели;
• запоминание и повторение звуков, слов, фраз и предложений.
4. Речь:
• понимание речи;
• активная речь.
5. Сенсорика:
• формирование сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.
Построение каждого занятия с использованием сенсорной панели зависит от возрастных и физиологических особенностей ребенка, от структуры дефекта у детей с ОВЗ. Оно не должно превышать по времени 10 минут и должно является частью традиционного занятия.
Технология нравственного воспитания
способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение обучающихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».
Блок «Культура поведения» – это материал для нравственного воспитания. На занятиях применяю презентации на нравственные темы, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития обучающихся.
На своих занятиях использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя-дефектолога – это рациональная организация занятия.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, дыхательную гимнастику, пальчиковый массаж и массаж рук с использованием массажера Су-Джок, минутки для шутки, рефлексию; слежу за соблюдением обучающимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность каждому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, подгрупповую, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Заключение
В заключение хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря современным образовательным технологиям, применяемым в совместной комбинированной работе дефектолога и психолога нашего учреждения школьники овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, успешно ориентироваться в современном информационном пространстве.