Татьяна Драгун
Семинар «Конструктивно-модельная деятельность как основа развития творческих способностей детей»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №20 «Родничок»
Семинар «Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития творческих способностей детей»
Подготовили: Драгун Т. Ф., Щербина В. И.
г. Светлогорск
2021г.
Цель: расширять знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей детей в конструктивной деятельности.
Публикация «Семинар „Конструктивно-модельная деятельность как основа развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
(Слайд №1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
(Слайд №2) Конструктивно-модельная деятельность - практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
(Слайд №3) Цель конструктивно-модельной деятельности - развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
(Слайд №4) Творчество в конструктивно – модельной деятельности подразумевает способность ребенка:
• к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;
• к использованию в этих целях новых способов конструирования;
• или к перестройке уже старых.
(Слайд №5) Виды конструктивно – модельной деятельности:
1. Техническая (из готовых форм: стройматериалов, разных видов конструкторов, коробок).
2. Художественная (из бумаги, картона, природного и бросового материала).
(Слайд №6) Формы конструктивно – модельной деятельности:
• По образцу
Первый и наиболее элементарный вид конструирования. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ, начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
• По модели
Это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
• По условиям
В этом случае ребенок начинает выполнять свою работу не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится
• Конструирование по чертежам и наглядным схемам.
В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя.
• По замыслу
На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
• По тематике (старший возраст)
Представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
(Слайд №7) Методы конструктивно – модельной деятельности:
• Наглядный
Наглядные методы условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
• Информационно – рецептивный
Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.
• Репродуктивный
Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.
• Практический
Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.
• Словесный
Рассказ, объяснение, беседа.
• Проблемный
Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.
Обязательным условием для организации данной деятельности является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, самостоятельность
(Слайд №8) Для чего мы развиваем творческие способности? Если сам ребенок в детстве не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.
Практическая часть (педагоги разделяются на группы и моделируют из бумаги, картона, природного и бросового материала)