Наталья Шляпцева
Презентация «Характеристика деятельности детей в период подготовки к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Приветствие
Слайд 2.
Дошкольный возраст — один из самых значимых периодов жизни, когда от пассивного, созерцательного взаимодействия с миром происходит переход к активному, в сущности являющегося уже деятельностью.
Под формулировкой «детская деятельность» понимается совокупность специфических видов активности, которые направлены на познание окружающих предметов и действий, на их преобразование в соответствии с собственными предпочтениями, а также процесс овладения умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего развития и самопознания.
Публикация «Презентация „Характеристика деятельности детей в период подготовки к обучению в школе“» размещена в разделах
Определение на слайде: «Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.»
Слайд 3.
Поскольку в актуальной методической литературе нет единого определения видов детской деятельности по Федеральному государственному образовательному стандарту, педагоги дошкольных учреждений в своей работе руководствуются различными справочными таблицами, представленными в программных и справочных документах.
В то же время Стандарт ДО регламентируется строгое выделение пяти образовательных областей, это: Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Именно определение этих областей во ФГОС помогает осуществить дальнейшую классификацию видов деятельности дошкольников в соответствии с возрастным принципом.
Слайд 4.
При планировании педагогического процесса необходимо учесть, что основной формой работы с детьми-дошкольниками, а также ведущим видом деятельности для них является игра.
Во ФГОС ДО игровая деятельность детей не включена ни в одну образовательную область. Это можно объяснить тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности, она должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Слайд 5.
Социально-коммуникативное развитие
Данная образовательная область включает в себя ряд видов деятельности - игровую, в том числе сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативную (взаимодействие и общение со сверстниками и взрослыми, самообслуживание и элементарный бытовой труд (на улице и в помещении)
Основные характеристики игры:
В сюжетно-ролевых играх дети 7-ми лет уже учатся осваивать многогранные взаимодействия взрослых, отражающих типичные жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т. п. При этом дети следят за поведением партнеров по игре и меняют свое поведение в зависимости от места в ней (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель/, а как покупатель-мама). Если сюжет игры диктует появления нового героя, то по ходу игры ребенок может взять на себя новую роль, сохраняя при этом роль, взятую ранее.
Главное в играх не копировать поведения взрослых в пространстве предметного мира, а имитация заданных отношений между людьми, а именно - ролевых. Дети определяют свои роли и правила, на которых можно построить взаимоотношения в игре, внимательно следят за их соблюдением в процессе игры и стараются им следовать сами. Сюжетно-ролевые игры могут иметь разнообразные темы, хорошо знакомые ребенку по личному жизненному опыту. Роли, воспроизводимые детьми в игре - это, как правило, или семейные роли (дочь, сын, мама, папа, бабушка, дедушка и другие, или роли воспитательные (воспитательница в детском саду, няня, иди профессиональные (врач, командир, пилот, или сказочные (лисичка, волк, заяц, ежик).
Игровая деятельность к концу возрастного периода формирует очень важные новообразования в психике дошкольника: творческое воображение, наглядно-образное мышление, эмоциональную регуляцию поведения, анализирующее восприятие, правильную речь, непроизвольную память, зачатки произвольной памяти, словесное мышление;
Все они имеют существенное значение для дальнейшего процесса становления полноценной личности.
Основные характеристики культурно-гигиенических навыков: Ребенок Уверенно владеет культурой самообслуживания: самостоятельно может обслужить себя, владеет полезными привычками, навыками личной гигиены; может определить свое самочувствие (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих его людей; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела; владеет культурой приема пищи. Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен объяснить ребенку или взрослому, что необходимо сделать в случае травмы, а также готов оказать элементарную помощь себе или другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
Слайд 6.
Познавательное развитие
ОО включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность, которая характеризуется исследованием объектов окружающего мира и экспериментированием с ними.
Основные характеристики старшего дошкольника: он проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность в познавательно-исследовательской деятельности, активно интересуется причинно-следственными связями, и уже сам пытается дать объяснения явлениям природы, ребенок склонен наблюдать и экспериментировать, он фиксирует результаты, значительно расширяется опыт ориентировки в пространстве, познавательная мотивация и любознательность.
Слайд 7.
Речевое развитие - общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Основные характеристики:
В данный период активно развивается диалогическая речь. Детский диалог приобретает характер скоординированных действий, формируется принципиально новая форма речи - монолог.
У детей продолжает развиваться речь: звуковая сторона, грамматический и лексический строй. Развивается связная речь. Высказывания детей отражают расширяющийся словарь и характер обобщений, которые также формируются в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять речи обобщающие существительные, антонимы, синонимы, прилагательные и т. д.
К семилетнему возрасту у ребенка отчетливо проявляется умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности, уверенность в себе и чувство собственного достоинства. В 7 лет ребенок уже способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Может сдерживать себя, высказывать предложения, просьбы, несогласие в социально приемлемой форме. Формирующаяся произвольность поведения — один из ведущих показателей психологической готовности к школе.
Слайд 8.
Физическое развитие – данная образовательная область определяет двигательную форму активности ребенка.
Основные характеристики:
К 7-ми летнему возрасту более крепким становится скелет ребенка, поэтому он способен выполнять движения, требующие гибкости, упругости, силы. За счет усиленного роста ног детское тело приобретает заметную устойчивость. Руки и ноги становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. Дети уже могут долго бегать, совершать длительные прогулки. Ребенку в 7 лет не свойственны лишние движения.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, самостоятельное использование двигательного опыта. У детей значительно расширяются представления о своих физических возможностях, о собственном физическом облике. Возраст характеризуется совершенствованием бега, ходьбы - равномерными становятся шаги, их длина увеличивается, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен держать правильную осанку, быстро перемещаться, ходить и бегать.
Семилетние дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега, чему способствует скоординированность движений рук и ног (стоит отметить, что у девочек зрительно-моторная координация чаще развита лучше). Дети способны выполнять упражнения на равновесие, способны четко метать различные предметы в цель.
Слайд 9.
Художественно-эстетическое развитие
восприятие художественной литературы и фольклора
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Основные характеристики (конструирование):
В семилетнем возрасте дети уже освоили конструирование из строительного материала. Они способны анализировать как изображения, так и выполненные постройки, для которых уже характерны симметричность и пропорциональность. Дети четко представляют себе последовательность действий, необходимых для сооружения постройки. В этом возрасте дети также способны не только выполнять сложные формы сложения из листа бумаги, но и придумать собственные. Конструирование из природного материала также усложняется.
Слайд 10.
По мере взросления ребенка его возможности расширяются. Происходит постепенный переход от примитивных манипуляций с разнообразными предметами к более осознанным действиям. Любые из этих действий влияют на формирование ребенка как разносторонней личности. Но только ведущие виды деятельности будут определяющими для его психического развития.
Слайд 11.
Существует три признака, по которым их можно обозначить:
1. благодаря ведущей деятельности возникают новые для ребенка действия, которые он со временем осваивает;
2. ведущая деятельность тесно связана с формированием и перестройкой отдельных функций психики подрастающего человека;
3. под влиянием ведущей деятельности происходят видимые изменения личности.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста определено видом ведущей деятельности, а смена видов деятельности означает переход на другую, более совершенную ступень развития.
Слайд 12.
И все же игра не единственный вид деятельности в дошкольном возрасте. В этот период происходит активное развитие различных видов продуктивной деятельности детей – например, рисования, лепки, вырезания. Все эти виды деятельности объединены одним существенным признаком – они направлены на получение результата, создание продукта, а именно рисунка, постройки, аппликации. Эти виды деятельности способствует процессу овладения новыми навыками и умениями, а главное, ребенок учится представлять то, что он хочет сделать.
Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность детей и взрослых имеет ряд существенных отличий. Цель взрослого — получить результат, т. е. изобразить что-то определенное, конкретное, а для ребенка результат имеет второстепенное значение, поскольку на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Важным отличием детских рисунков также является отражение не только зрительного восприятия, но и всего сенсорного опыта ребенка, его представления о предмете. Поэтому трудно бывает догадаться, что именно рисует малыш. Ведь острые углы он может изображать в виде колючек, отходящих от овала, а мягкую шерсть кошки — в виде размашистых линий.
Другой вид продуктивной деятельности в дошкольном возрасте -конструирование, которое понимается, как целенаправленный процесс создания определенного результата. Старшие дошкольники используют для своих построек кубики или разнообразные конструкторы, активно пользуются свойственными конструктивной деятельности способами и приемами. Ребенок в процессе конструирования учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.
Слайд 13.
Выделяют три типа конструктивной деятельности детей.
- конструирование по образцу. Ребенку демонстрируют образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но необходимо проявить внимание, сосредоточенность, а главное, выполнить поставленную задачу — «действовать по образцу».
- конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.
- конструирование по замыслу. В этом случае ничто не ограничивает ни фантазию ребенка, ни выбираемый им строительный материал. Такой тип конструирования обычно диктуется игрой: можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов — мебели, палок, зонтов, кусков ткани и др. Дети строят дома, корабли, машины, ракеты и т. д. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.
Все три типа конструирования не следует считать этапами, последовательно сменяющими друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации, но каждый тип конструирования развивает определенные способности.
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном возрасте формируются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. Основная особенность учебной деятельности состоит в том, что она предполагает не получение внешнего результата, а целенаправленное изменение самой личности, приобретающей новые знания и навыки. Ребенок учится с первых месяцев своей жизни — учится обращаться с предметами, ходить, говорить и др., но в раннем возрасте он учится как бы по своей собственной программе, которая субъективно еще не существует для него как учебная. В школьном возрасте он уже способен учиться по программе взрослых — педагогов и воспитателей. Дошкольный возраст в этом отношении занимает промежуточное положение. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, но лишь в той мере, в какой она является его собственной программой, т. е. если она близка и понятна ему.
Наиболее эффективными для становления предпосылок учебной деятельности видами работы на этапе предшкольного образования являются игры с правилами, ролевые игры, игры-драматизации, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, работа со схемами и моделями, отражающими различные связи и отношения между объектами
Рассмотренные виды деятельности характерны именно для детей дошкольного возраста, когда наиболее эффективно происходит развитие ребенка, и складываются главные возрастные новообразования. Поэтому организация и создание условий для развития этих видов деятельности — важнейшая задача дошкольной педагогики.
Слайд 14.
Спасибо за внимание!
Список источников:
https://www.resobr.ru/article/63225-qqq-17-m12-vidy-deyatelnosti-doshkolnikov-po-fgos-v-detskom-sadu
https://www.resobr.ru/article/59790-qqe-16-m8-v-kakih-formah-organizovat-vidi-detskoy-deyatelnosti-po-fgos
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=529818