Елена Пономарева
Семинар для родителей «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей
«В мире звуков»
подготовила учитель – логопед Пономарева Елена Валерьевна
Цель: ознакомление родителей с основами звукового анализа и синтеза.
Демонстрационный и раздаточный материал: проектор, экран, карточки для практического задания, фишки красного, синего и зеленого цветов, простые и цветные карандаши.
Публикация «Семинар для родителей „В мире звуков“» размещена в разделах
Ход семинара
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы начинаем семинар «В мире звуков», на котором кому – то напомню, кого – то познакомлю с азами в обучении грамоте детей. Я решила провести семинар именно по этой теме, потому что заметила, что при выполнении домашних заданий некоторые родители затрудняются в определении и обозначении звуков. Кроме этого я познакомлю вас с тем, как мы схематично оформляем предложение.
-Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, испытывают значительные трудности в усвоении не только программы детского сада, но и в дальнейшем, программы обучения общеобразовательной школы.
Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия препятствуют формированию звуко-слогового анализа слов, который является необходимой ступенью к овладению ребёнком устной и письменной речью.
Плохое владение звуковым анализом слова приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Чтобы этого не допустить с нашими детьми, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения мы заложим уже сейчас - в дошкольном детстве.
Наша с вами главная задача – сформировать у детей навык звукового анализа. А именно: узнавать звуки в потоке речи, вычленять звук из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.
Итак, первый пункт – звуки. Как различить звук и букву? (звук слышим и произносим)
Букву читаем и пишем. Если я скажу А – это звук или буква? Ш? А если я напишу А – это звук или буква? Почему?
На какие две группы делятся звуки?
Назовите гласные звуки. Мы их обозначаем красным цветом. Йотированные Я, Ё, Е, Ю обозначают два звука : первый из которых всегда мягкий согласный Й. Поэтому Я, Ё, Е, Ю - буквы.
На какие группы делятся согласные звуки? Помните, что согласные звуки мы называем не ЭМ, ПЭ и т. д., а М, П и т. д. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Твердые звуки обозначаем синим цветом, а мягкие – зеленым. Назовите звуки, которые всегда твердые – Ш,Ж,Ц; всегда мягкие – Щ, Ч, Й. Звонкие согласные – это звуки которые произносятся с голосом, глухие – без голоса.
А сейчас закрепим полученные знания в играх и упражнениях.
1. Поднимите фишку соответствующего цвета, если услышите любой гласный звук :
А – У – М – И – Т – Э – Ы – Ш – И – Э
Ж – У – О – Г – А – Э – З – А – И – Э
2. Поднимите фишку соответствующего цвета, если услышите твердый согласный:
И – М – О – Кь – У – Д – Дь – Гь – Ы – З - Сь
3. Звуковой диктант : услышите звук – положите нужную фишку: А М ЛЬ У Ы К. Сколько всего звуков вы услышали? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько согласных твердых? Сколько согласных мягких?
Следующий пункт - определение и обозначение места звука в слове. Слово обозначаем полоской, звук кружочком красного, синего или зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук определяем. Если заданный звук слышится в начале – рисуем кружок в начале полоски, если в середине – в середине, если в конце – в конце. В середине считаются звуки от второго до предпоследнего места.
А сейчас закрепим на практике. Работа на карточке, 1 задание: Слово ШАР. Как мы обозначим слово? (полоской). Нарисуйте. Где слышится звук А в этом слове? (в середине). Какой цвет? (красный, потому что он гласный). Аналогично с остальными словами. в слове ЛИСА где слышится звук ЛЬ? В слове КИТ – звук Т?
2 задание на карточке: обозначьте фишками все звуки в слове ЛИСТ и АИСТ. (Работа родителей на карточке). Сколько звуков в слове лист? Назовите по порядку. Сколько в слове гласных? Почему я разделила слово АИСТ на две части? В слове АИСТ два слога. Как мы определяем количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Сколько слогов в слове ЛИСТ? Почему?
Выберите схему, которая подходит к имени вашего ребенка.
1 Ангелина, 2 Соня, 3 Диана, 4 Лариса, 5 Маша, 6 Кирилл, 7 Ростик, 8 Радион, 9 Сергей, 10 Вадим, 11 Юра, 12 Гоша, 13 Глеб.
Последний пункт нашей сегодняшней темы – предложение. Предложение мы обозначаем линией, с уголком в начале. Так как в предложении может быть одно слово, два и более, мы слова располагаем над линией, чтобы было видно количество слов. Бывают предложения с предлогами. Предлог - это маленькое слово, мы его и обозначаем маленьким квадратиком.
1 задание: Давайте попробуем составить предложение к первой схеме: Зима. Ко второй: Идет снег. К третьей: Кошка сидит на крыльце.
2 задание на карточке: составьте по картинке предложение и нарисуйте схему своего предложения (кошка сидит на крыльце).
Сколько слов в предложении? (4) Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. На каком месте слово КОШКА. Выполните звуко- слоговой анализ слова КОШКА. Подпишите буквы под кружочками, а цифры по порядку над кружочками. Проверяем.
Итог
Памятки с информацией по представленной теме.