Ирина Ильинская
Материал для методического объединения «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире звуков»
Подготовила: Ильинская Ирина Александровна
Как известно, развитие речи у детей составляет одну из существенных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Развитие речи предполагает работу над всеми её сторонами: словарным составом, грамматическим строем речи и фонетикой.
Публикация «Материал для методического объединения „В мире звуков“» размещена в разделах
Словарный состав, взятый сам по себе, не составляет ещё языка, он скорее всего является строительным материалом для языка… Но словарный состав языка получает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики, которая определяет правила соединения слов в предложения и, таким образом придает языку стройный осмысленный характер. Отсюда следует, что воспитатель детского сада должен всемерно содействовать обогащению словаря детей, усвоению ими грамматического строя речи.
В тоже время, однако, воспитатель обязан заботиться о фонетической правильности речи ребенка, так как нельзя забывать о том, что звуковая сторона языка составляет ту ее внешнюю форму, с помощью которой передается его внутреннее содержание – мысль.
Конечно, развитие речи происходит в процессе общения со взрослыми в различных видах деятельности.
Среда, в которой ребенок растет и развивается, оказывает на него огромное влияния. Как известно, дети - это маленькие обезьянки. Они подражают, копируют жесты, слова, выражения, манеру поведения у взрослых. Соответственно, речь ребенка будет развиваться с учетом культурно-языковой среды.
Непрерывно-образовательная деятельность охватывает различные стороны
речевого развития. В игровой форме дети расширяют словарный запас, развивают навыки нахождения грамматически правильных конструкций слов и предложений, развивают устную, а затем и письменную речь. Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.
Знакомясь с различными видами искусства, ребенок прикасается к красоте форм и цвета. Формируется содержательная и выразительная сторона речи, навык правильного построения грамматических конструкций, используя языковые средства для их соединения.
Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).
Пространственно-развивающая среда должна продумываться до мелочей для более эффективного использования в работе.
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. В своей работе уделить внимание возрастным и психологическим особенностям детей, а также усвоению звуковых норм языка, сформированности артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания…
Все стороны речи взаимосвязаны, поэтому необходимо развивать их параллельно. Каждый педагог сам выбирает методы и приемы для развития речи детей. При этом надо учитывать, что основной вид деятельности – это игра. В игре ребенок раскрепощается, чувствует себя свободно – что облегчает восприятие новой информации.
Воспитание любви к родному языку, приобщение к художественному творчеству, использование потешек, поговорок, закличек и т. д способствует всестороннему речевому развитию детей.
Приобщение детей к словотворчеству развивает внимание, память, творческую фантазию.