Ирина Ильинская
Материал для методического объединения «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире звуков»
Подготовила: Ильинская Ирина Александровна
Как известно, развитие речи у детей составляет одну из существенных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Развитие речи предполагает работу над всеми её сторонами: словарным составом, грамматическим строем речи и фонетикой.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Словарный состав, взятый сам по себе, не составляет ещё языка, он скорее всего является строительным материалом для языка… Но словарный состав языка получает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики, которая определяет правила соединения слов в предложения и, таким образом придает языку стройный осмысленный характер. Отсюда следует, что воспитатель детского сада должен всемерно содействовать обогащению словаря детей, усвоению ими грамматического строя речи.
В тоже время, однако, воспитатель обязан заботиться о фонетической правильности речи ребенка, так как нельзя забывать о том, что звуковая сторона языка составляет ту ее внешнюю форму, с помощью которой передается его внутреннее содержание – мысль.
Конечно, развитие речи происходит в процессе общения со взрослыми в различных видах деятельности.
Среда, в которой ребенок растет и развивается, оказывает на него огромное влияния. Как известно, дети - это маленькие обезьянки. Они подражают, копируют жесты, слова, выражения, манеру поведения у взрослых. Соответственно, речь ребенка будет развиваться с учетом культурно-языковой среды.
Непрерывно-образовательная деятельность охватывает различные стороны
речевого развития. В игровой форме дети расширяют словарный запас, развивают навыки нахождения грамматически правильных конструкций слов и предложений, развивают устную, а затем и письменную речь. Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.
Знакомясь с различными видами искусства, ребенок прикасается к красоте форм и цвета. Формируется содержательная и выразительная сторона речи, навык правильного построения грамматических конструкций, используя языковые средства для их соединения.
Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).
Пространственно-развивающая среда должна продумываться до мелочей для более эффективного использования в работе.
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. В своей работе уделить внимание возрастным и психологическим особенностям детей, а также усвоению звуковых норм языка, сформированности артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания…
Все стороны речи взаимосвязаны, поэтому необходимо развивать их параллельно. Каждый педагог сам выбирает методы и приемы для развития речи детей. При этом надо учитывать, что основной вид деятельности – это игра. В игре ребенок раскрепощается, чувствует себя свободно – что облегчает восприятие новой информации.
Воспитание любви к родному языку, приобщение к художественному творчеству, использование потешек, поговорок, закличек и т. д способствует всестороннему речевому развитию детей.
Приобщение детей к словотворчеству развивает внимание, память, творческую фантазию.