Валентина Антонова
Семинар для родителей, дети которых не посещают детский сад «Особенности развития речи детей от 1 года до 3 лет»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Куженерский детский сад №3 «Колосок»
Консультационно – методический центр по взаимодействию дошкольной
образовательной организации и родительской общественности.
Семинар для родителей детей, не посещающих детский сад
на тему:
«Особенности развития речи детей от 1 года до 3 лет»
Подготовила: Антонова
Валентина Владимировна,
Публикация «Семинар для родителей, дети которых не посещают детский сад „Особенности развития речи детей от 1 года до 3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
учитель – логопед высшей
квалификационной категории
2017 г
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Материал: игрушки, массажные шарики, вертушки, ватман, берёзовые листья, клей, буклеты с потешками и артикуляционной гимнастикой, презентация.
Ход семинара:
В семье родился ребёнок. Родители, бабушка, дедушка, старшие дети радуются первой улыбке малыша, его лепету. При обследовании детей от 1 года до 3 лет наблюдается различное речевое развитие.
Условно их можно разделить на 3 группы:
1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.
2. Дети, которые говорят отдельными словами.
3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная с грамматическими ошибками.
Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить?
Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.
Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?
Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.
Итак, к 2-3 годам кроха сопровождает (проговаривает) свои действия (или чужие) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
Способен назвать действие, предметы и качества.
Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
Повторяет за родителями слова или целые фразы.
Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей в среднем из 15 предметов.
Спрашивает о незнакомых предметах.
Складывает слова в предложения.
Чувствует мелодию, ее ритм.
Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).
Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».
Медицинские причины выясняем у своего педиатра.
Другие причины:
Перемены в крохиной жизни. Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.
Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?
Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.
К кому идти?
Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
К психологу. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.
Что могут назначить врачи?
Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка.
Зарядка для язычка.
И, конечно — упражнения, которые будут выполнять дома с малышом его родители.
Занятия и игры с ребенком-молчуном и как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?
Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.
Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?
Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам, спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня мы сами с детьми попробуем сделать артикуляционную гимнастику.
Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях, строительство из конструктора лего, и пр.
Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.
Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой, а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.
Дыхательные упражнения:
- дудочки свистульки;
- мыльные пузыри;
- воздушные шарики;
- игра "Кто дольше?"
- игра " Кто как голос подаёт?"
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста (1-3 года) «Репка»
Оборудование: игрушечные репка, лопатка, лейка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лошадка.
Воспитатель. Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот, зашел, закрыл ворота (закрыть рот, полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки.) Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу, копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. ( Шлепать губами по язычку: пя-пя- пя.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот, высунуть язык, подышать, как собачка.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает. (Показать язычок, спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же ее разбудил. (Открыть рот, язычок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)
Катя, Катя маленька,
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя ноженькой.
Заинька, походи,
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так, вот сяк походи,
Вот так, вот сяк походи,
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись.
Вот так, вот сяк подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой,
Вот так вот сяк топни ножкой
Сорока-белобока
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»
Разложили кашку
Разложили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Яшке
Не хватило кашки.
Дайте Яшке кашки
Из маминой чашки.
Вот проснулись
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Потягунюшки
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк – толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Киска, киска, киска брысь!
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись,
Наш Ванечка пойдёт,
Через киску упадёт.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись.
Вот так, вот сяк повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши
Вот так, вот сяк попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так, вот сяк поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись.
Кто у нас любимый самый?
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего.
За кого же третью ложку?
- За весёлую матрёшку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку -
Непоседу.
Петушок, петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка
Шёлкова бородушка,
Что так рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Водичка, водичка.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.