Белобородова Гульнара
Семинар для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для воспитателей по теме
«Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО»
Методист: Белобородова Г. К.
Цель: Организация работы по формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к труду в контексте ФГОС ДО.
Публикация «Семинар для педагогов „Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим вопрос трудового воспитания дошкольников в условиях детского сада в контексте ФГОС ДО.
Слайд 2. В первую очередь, необходимо вспомнить высказывания великих русских педагогов о труде, значении труда в воспитании детей.
Слайд 3. В соответствии с образовательными стандартами трудовое воспитание - одно из направлений социально-коммуникативного развития детей. Цель данного направления: формирование положительного отношения к труду.
Слайд 4. Задачи:
развивать позитивное отношение к различным видам труда и творчества;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
развивать личность ребенка, его творческую инициативу, способность к самореализации в различных видах труда и творчества.
На современном этапе трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших сторон воспитания, как для дошкольного образовательного учреждения, так и для родителей воспитанников.
Современные родители уделяют большое внимание интеллектуально-познавательному развитию детей, подготовке их к обучению в школе. И не задумываются о том, что в основе этого лежат трудовые умения и навыки, в процессе которых ребенку легче адаптироваться в социальном окружении. У него формируются такие качества, как прилежание, целеустремлённость, самостоятельность. Поэтому трудовое воспитание в детском саду как никогда актуально и сегодня.
Слайд 5. Из всего сказанного вытекают основные проблемы в трудовом воспитании
1. Снижение у детей интереса к труду. Взрослые все хотят сделать сами – быстрее, лучше, аккуратнее. Не понимая того, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы) то в скором времени таких желаний у него может и не появиться.
2. Отсутствие желания участвовать в повседневной трудовой деятельности. Не сформированность позитивных установок к различным видам труда и творчества, положительного (ценностного) отношения к труду, как к собственному, так и к труду других людей и его результатам, желания трудиться.
3. Несформированность трудовых навыков и умений к концу дошкольного возраста : навыков самообслуживания, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, умения ответственно относиться к порученному заданию.
4. Бессистемность знаний детей о труде взрослых. Отсутствие первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд 6. Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах:
принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых (ребенок полноправный участник образовательных отношений);
принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
принцип формирования интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
принцип возрастного соответствия условий, требований и методов;
принцип развивающего образования (системности и последовательности);
принцип новизны (использование инновационных технологий);
принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Слайд 7. Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется через следующие виды труда :
самообслуживание,
общественно-полезный труд,
труд в природе,
ручной труд,
художественный труд.
Слайд 8. Как и любая деятельность, трудовая деятельность состоит из следующих компонентов:
МОТИВ – это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; приносить пользу другим
ЦЕЛЬ – это то, к чему надо стремиться, при условии ее доступности пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получиться результат).
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младшие дети выполняют их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старшие дошкольники уже владеют некоторыми трудовыми действиями и способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению.
ПЛАНИРОВАНИЕ – это умение предвидеть предстоящую работу. В младшем возрасте предварительное планирование труда осуществляется полностью воспитателем : он объясняет цель, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. Со старшего дошкольного возраста дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
РЕЗУЛЬТАТ – это показатель завершения работы, того, что получилось, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Слайд 9. Для успешного решения данного направления, первостепенное значение имеет создание необходимых условий:
эмоционально-положительная атмосфера в процессе труда;
мотивация к трудовой деятельности;
систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
создание в группе трудовой обстановки, постоянной занятости, стремление к полезным делам;
учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
поощрения в процессе и по результатам труда;
подбор материалов и оборудования для труда;
демонстрация заинтересованности педагога.
Слайд 10. Сотрудничество с семье. В данном вопросе цель будет достигнута и виден результат при единстве и преемственности детского сада и семьи. Поэтому важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома. Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным:
совместные творческие выставки (кормушки, из овощей и фруктов, скворечники, огород на окне,
экологические акции и субботники,
конкурсы поделок и рисунков,
фото и видео о семейных трудовых делах с участием детей,
встречи с интересными людьми (из числа родителей,
совместные проекты,
оформление групповых комнат к праздникам,
привлечение родителей к созданию мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и другие,
посещение открытых занятий, участие в праздниках и развлечениях.
Слайд 11. Результаты:
у детей повысится интерес к труду;
сформируются навыки совместной деятельности в коллективе детей и групповое самоуправление;
расширятся представления детей о разных профессиях и окружающем мире;
создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
у каждого ребенка проявится активность, ярче раскроются склонности, умения, стремления к трудовым действиям;
возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность;
между детьми укрепятся товарищеские связи, установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение;
сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
сформируется чувство общественного долга;
труд станет для детей потребностью.
Слайд 12. ВЫВОД
Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию у воспитанников проявятся инициатива и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности. У детей сформируется положительное отношение к разным видам труда, они начнут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что положительно скажется на развитие предпосылок к учебной деятельности и на адаптацию ребенка в обществе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный потенциал.
Слайд 13 Спасибо за внимание.