МААМ-картинки

Семинар практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»

Лариса Александрова
Семинар практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум по теме :

«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»

Цель:

1. Знакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования пластилином, с этапами знакомства детей с пластилинографией, с видами пластилинографии.

2. Побуждать применять в своей практике нетрадиционный вид рисования в качестве развития творческих способностей детей.

3. На практике опробовать прием мозаичной и прямой пластилинографии.

Публикация «Семинар практикум для педагогов „Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей“» размещена в разделах

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. (Слайд 2)

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. (Слайд 3) Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, рассматривая кисть, как «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений. Следовательно, пластилинография и решает в комплексе все эти задачи:

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку.

Рассмотрим основные приемы, которые используются в пластилинографии : (Слайд 4)

Основные приёмы.

Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении

Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев. (Если пластилином покрывается большая часть картины, например фон – то заглаживание можно проводить стекой)

Этапы обучения «пластилинографии» (Слайд 5)

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Дети учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (природный материал.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; формируется личностное отношение к результатам своей деятельности

При знакомстве с пластилинографией для детей 2 – 3 лет крайне важно начинать с самого простого. Начинать можно с пластилиновых «заплаток». (Слайд 6). Так, на первых занятиях малыши учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора. По началу, дети используют готовые пластилиновые шарики, а затем учатся сами отщипывать (от целого бруска пластилина) и скатывать шарики. На этом этапе, как и на последующих этапах, важно превратить процесс обучения в игру. Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий, например «Украсим грибок» или «Поможем божьей коровке». Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Вот такие шаблоны для пластилиновых заплаток предлагаются в интернете, ну а мы нашли способ проще : (Слайд 7) На любой понравившийся вам шаблон можно нанести необходимые «дырочки» (для заплатки) штрихом. У нас в 1-ой младшей группе проводилось занятие: мы помогали листочкам, на которых «глупая гусеничка прогрызла дырочки…»

Одним из видов пластилинографии на этом этапе является

Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. (Слайд 7)

Эта техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

Этот вид подойдет для коллективной работы и в первой младшей группе.

После пластилиновых заплаток дети овладевают новыми навыками, а именно размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку». Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет: (Слайд 9) Солнышко – ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей, «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы, «Салют» - на картоне темно-синего цвета малыш мазками наносит разноцветные искры салюта, «Бусы на елочку», «Снег кружится», «Осенние листья» и т. д. Этот вид работы называют прямой пластилинографией – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, например. изготовление звездочки – подарок для папы (Слайд 10, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Очень часто, помимо пластилина, для выполнения подобных работ используются другие материалы, например, бисер, нитки, крупы, семена или макаронные изделия (Слайд 11)

Для детей 4-5 лет хорошо подходят сюжеты пластилинографии на тему времен года, изображение растений. Можно на этом этапе предложить детям так называемую – контурную пластилинографию – изображение предмета при помощи жгутиков. (Слайд 12)

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Можно применить специальный прием: поместить пластилин в шприц, а шприц нагреть, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство

Пластилинография для детей 5-6 лет (Слайд 13) отличается сложностью композиции, обилием различных элементов, а также использованием сочетаний множества оттенков. Можно применить:

Модульную пластилинографию – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки. В арсенале действий опытных пластилинографистов появляются такие элементы, как обрезка стекой, процарапывание и другие.

Ребята старшего дошкольного возраста уже активно создают декоративные налепы, оттягивают детали от общей формы, соединяют части между собой при помощи различных техник, смешивают цвета и так далее.

Помимо мозаичной, прямой, контурной и модульной есть еще:

Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. (Слайд 14)

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

Переносится рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем элементы рисунка заполняются пластилином. Размазывать можно пальцами или стекой, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. (Слайд 15)

Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф) (Слайд 16)

Для детского сада это слишком сложная техника, поэтому мы рассматривать е не будем.

Так же, как и при работе с красками в пластилинографии используют Смешение цветов. (Слайд 17)

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Часто смешение используется для получения более нежных оттенков, например, розового, голубого, для этого основные цвета смешиваю с белым.

Под конец несколько хитростей:

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» (Слайд 18)

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием. Взрослый может помочь малышу и просто размять пластилин сам.

2. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

3. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон. Основу перед началом работы покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин).

4. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь».

Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Тема пластилинографии, на мой взгляд, очень интересна и актуальна, многие детские сады, которые работают с детьми с ОВЗ. включают в свою работу такие занятия, а некоторые и создают кружки и работают систематично.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и доступное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. (слайд 19-20)

Практическая часть :

А сейчас на практике мы с вами попробуем порисовать пластилином. Воспитатели групп младшего возраста будут создавать картины с применением мозаичной пластилинографии, а воспитатели детей старшего возраста в технике прямой пластилинографии. В качестве основы для работ возьмем обычные раскраски для малышей.

Использованная литература:

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008. 3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая) 4. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В последнее время современные родители часто слышат.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Мастер-класс для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Мастер- класс для воспитателей на тему «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» воспитатель МБДОУ.

Мастер-класс педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательная область: «Художественное развитие» Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста ВидеоПластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста Видео «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста»Цель :познакомить детей.

Отчёт по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» .

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Почему я выбрала эту тему? Работаю с детьми раннего возраста и свою деятельность по своему профессиональному развитию начала с изучения.

Семинар-практикум «Скульптура из бумаги как средство развития творчества детей»Семинар-практикум «Скульптура из бумаги как средство развития творчества детей» Задачи: 1. Познакомить педагогов с одним из видов бумагопластики - скульптурой из бумаги. 2. Познакомить с примерным перспективным планированием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 15:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Александрова (УИ 389480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД