Игнатьева Наталья Борисовна
Семинар для педагогов «Периодизация психического развития. Сензитивные периоды»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ.
Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития. В жизни человек принято выделять следующие возраста: младенчество (от рождения до 1 года, раннее детство (1–3, дошкольный возраст (от 3 до 6–7, младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12, отрочество (от 11–12 до 15–17, юность (от 15–17 до 19–21, молодость (от 19–21 до 25–30, зрелость (от 25–30 до 55–60, старость (от 55–60 и старше). Каждый возраст в человеческой жизни определяет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
СЕНЗИТИВНОСТЬ (по словарю) — характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Неравномерность психического развития детей обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психических функций, изменение соотношений между ними. Наличием сензитивные периодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические функции, которые только начинают формироваться, т. к. в этот период они наиболее гибки, пластичны, но в то же время в этот период функция обладает наибольшей уязвимостью и неустойчивостью.
В эти периоды более велика опасность возникновения психических нарушений.
От 4до 11 лет – период наибольшей устойчивости по отношению к различным вредностям. Неустойчивость психических функций в сензитивный период может привести к регрессу, т. е. возврату функции на более ранний этап развития. Это наблюдается при более грубом вредоносном воздействии (шоковой, психической травме). Явление регресса надо отличать от распада. Распад – это грубая дезорганизация или вовсе выпадение функции.
Одной из закономерностей развития человека является его гетерохронность (гетеро - греч. другой, хронос - время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.
Гетерохронность развития связана с понятием сензитивных и критических периодов развития. Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.
Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л. С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований, которые он называл новообразованиями. Так, развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь интеллектуальной у детей 2 летнего возраста. Однако данное понимание кризисных периодов скорее соответствует определению сензитивноего периода.
Сензитивный период означает, что развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогда.
Гетерохронность развития связана с тем, что для разных психических функций и способностей человека существуют разные сроки их оптимального развития, при этом в развитии той или иной функции или способности разные сензитивные периоды могут наблюдаться несколько раз в процессе жизни. Так, например, острота зрения (способность предметного видения) человека имеет очень ранний сензитивный период развития в течение первого года жизни, однако, острота зрения продолжает увеличиваться, но уже не так интенсивно до пяти лет. Восприятие глубины, другая функция зрения, имеет более локальный и короткий период - от 13 недель до двух лет.
Знание сензитивных и критических периодов развития психических способностей и функций позволяет лучше понять ход развития человека и вовремя провести диагностику и коррекцию отставания.
Основные принципы
Принцип сензитивных периодов развития педагогики Марии Монтессори
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде.
К антропологическим идеям Монтессори можно отнести её представления о природном свойстве человеческой психики воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определённые периоды детства. Она пишет, что можно добиться результатов в развитии ребёнка и не обращая внимания на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого очень большого усилия воли, труда и напряжения. В то время как в момент сензитивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребёнка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой - через непрерывное поступательное движение сознания.
Сензитивная фаза развития языка (0-6 лет).
2,5-3 года - наивысшая точка (ребёнок говорит фразами). 3-4 года (ребёнок осваивает буквы как символы звуков). 4-4,5 года (время спонтанного письма). 5 лет (ребёнок читает без принуждения).
Сензитивная фаза порядка (0-3 лет).
2-2,5 года - наивысшая точка (ребёнок требует внешнего порядка в окружающей среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет различные действия). В этот период жизнь ребёнка подчинена определённому внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнаёт своё окружение, сначала ориентируясь по элементам окружения, а в дальнейшем она завоевывает его по мере надобности. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребёнка.
Сензитивная фаза утончения чувств (0-6 лет).
Ребёнок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку уже в момент появления на свет (и даже в утробе матери). Но, предоставив ему с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», - говорит М. Монтессори.
Сензитивная фаза развития движений, моторики (0-6 лет).
Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека, а также момент в 2,5-3 года, когда ребёнок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Ближе к шести годам наблюдается стремление ребёнка к совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребёнок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышцы.
Сензитивная фаза увлечения мелкими предметами. (От 1,5 до 2,5 лет - по наблюдениям М. Монтессори. От 2 до 6 лет - по нашим наблюдениям.)
Следуя своим наблюдениям, Монтессори использовала в создании дидактических материалов для детей этого возраста различные баночки и коробочки с мелкими предметами - бусинами, фишками, стерженьками и пр.
Сензитивная фаза изучения социального поведения (2,5-12 лет).
Ребёнка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер в общении с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни школы, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.
Развитие человека - неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья.
Древнекитайская классификация
Молодость до 20 лет
Возраст вступления в брак до 30
Возраст выполнения общественных обязанностей до 40
Познание собственных заблуждений до 50
Последний период творческой жизни до 60
Желанный возраст до 70
Классификация возрастов жизни по Пифагору (У1 в. до н. э.)
Период становления 0-20 лет (весна)
Молодой человек 20-40 лет (лето)
Человек в расцвете сил 40-60 лет (осень)
Старый и угасающий человек 60-80 лет (зима)