Инна Черкасова
Закономерности психического развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Закономерности психического развития дошкольников.
В общем понимании психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи, активное отражение субъектом объективного мира, построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Публикация «Закономерности психического развития дошкольников» размещена в разделах
Основными характеристиками сознания являются: постоянная активность и интернациональность (направленно на определенный объект, предмет или образ). Наличие данных свойств психики, в частности, определяют возможность формирования в процессе развития человечка индивидуальной «Я-концепции», т. е. совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.
Наивысшая стадия развития поведения – интеллектуальное поведение (интеллект, под которым понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в том числе, при овладении новым кругом жизненных задач. Данную способность часто принято характеризовать в отношении задач, встающих перед человеком в течение его жизни.
Отличительные особенности интеллектуальной системы конкретного человека формируют: сознание, объем рабочей памяти, способность к бескорыстной помощи, прогнозированию, орудийной деятельности, логике, память, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации.
Важными качествами интеллекта человека являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность. Каждый человек в своей повседневной деятельности сталкивается с самыми различными обстоятельствами и условиями, которые требуют от него развития определенных интеллектуальных способностей. Значительным показателем развития интеллекта конкретного человека является отсутствие у него боязни нового и непривычного (ксенофобии, а одной из важнейших особенностей развитого интеллекта выступает способность к интуитивному решению сложных проблем.
Следует отметить, что развитие разных составляющих интеллекта определяется не только генотипом конкретного человека, но и широтой его жизненного опыта. Важнейший элемент интеллекта человека – его социальный интеллект, т. е. способность правильно понимать поведение людей, развитие которого крайне необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации человека. Развитый социальный интеллект обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, легкое социальное приспособление, а значит, именно социальный интеллект – его формирование и развитие могут быть определены как основные направлений воспитания ребенка, его социализации. Можно сказать, что от того – насколько развит социальный интеллект ребенка зависит успешность его социализации, а также социальных и межличностных отношений, успешность в его дальнейшей жизни.
Закономерности развития человека тесно связано с его возрастом, поскольку наблюдается тесная взаимосвязь между биологическим и духовным развитием человека. Происходит биологическое, социальное, созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.
В тесной взаимосвязи с физическим развитием ребенка находится его духовное развитие, подверженное значительным колебаниям из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психических функций. Следует заметить, что различия между людьми, прежде всего, проявляются в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении и уровне социального развития.
Необходимо подчеркнуть, что у каждого конкретного человека существуют генетически детерминированные свойства нервной системы (генотип, которые в той или иной степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, т. е. формируется конкретный фенотип. Кроме того, в отличие от темперамента, в котором представлена, главным образом, генетическая составляющая, существует также понятие «характер» - целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в деятельности, общении и типичных способах поведения.
Главная специфическая черта дошкольного возраста с точки зрения развития психики – это наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремиться делать не то, что может, а то, что видит или слышит, но многие действия ему пока не доступны. Данное противоречие разрешается посредством сюжетной игры. Источником игр являются впечатления ребенка, все, что он видит или слышит.
Выработка условного торможения у дошкольников представляет некоторые трудности, но в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Постепенно ребенок научается воздерживаться от поступков, запрещаемыми взрослыми или не соответствующих требованиям детского коллектива.
У дошкольников существенно возрастает роль второй сигнальной системы, слова в процессе познании окружающей действительности и в поведении ребенка. Для эффективного усвоения ребенком объяснений, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием предметов и явлений, или опираться на отчетливые наглядные представления, полученные ребенком в результате накопления опыта.
Несмотря на большую силу и образность памяти, дошкольники по большей части запоминают, лишь то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление их пока еще конкретно и образно, воображение развито еще слабо, а действия зачастую носят непроизвольный характер, чувства мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Следует отметить, что указанные особенности психического развития постепенно изменяются под влиянием воспитания, обучения и накопления опыта. На основе расширения опыта дошкольника, усложнения его деятельности, происходит дальнейшее развитие психики дошкольника, когда он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Существенные изменения в дошкольном возрасте происходят в области развития воли. Постепенно ребенок приучается выполнять свои обязанности, подчинять собственные интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.
Кроме того, в дошкольном возрасте возрастает влияние прежнего опыта на дальнейшее поведение ребенка, образование новых временных связей. Деятельность и действия ребенка 3-7 лет становится более осмысленной, они производятся на основе ранее приобретенных знаний об окружающем мире. У дошкольников достаточно быстро и относительно легко формируются положительные условные рефлексы образуются, часто после 2-3 подкреплений.
С точки зрения характеристики личностного развития и психики ребенка, важно то, что в возрасте 3 - 7 лет родители пока остаются для ребенка главным источником информации. При этом также наблюдается противоречие между стремлением ребенка к активному освоению миром предметов и значительной ограниченностью его возможностей. В этом возрасте происходит и формирование личности ребенка, когда закладываются основные направления его развития, характера. В связи с этим, стиль, в котором общаются и строят свои отношения с ребенком родители –это важнейший компонент, влияющий на его развитие в целом и на его психику, социальный интеллект и социальную адаптацию.
Любые искажения в воздействии социального окружения, постоянного социально-психологического и психолого-педагогического воздействия (неправильное воспитание) автоматически отражаются на становлении самой личности ребенка, его характера.
В различных семьях осуществляются разные стили детско-родительских отношений. Применение того или иного стиля детско-родительских отношений во многом влияет на формирование семейной среды, которая представляет собой сочетание личностных особенностей родителей, а также условий, в которых живет семья, стиль воспитания и др. При этом в семьях, где преобладает «демократический» стиль руководства, когда вместе с определенными требованиями предоставляются также возможности для развития самостоятельности ребенка, он чаще проявляет инициативу, взаимопомощь, дружеские чувства, он более эмоционален в социальных взаимоотношениях.
Поддержание достоинства ребенка, укрепление его хорошего мнения о самом себе является одной из наиболее значимых задач семьи. Это достигается в семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают добиваться в них успехов, осознавать достижения и ощущать, что ребенок не безразличен родителям. Весьма важно в этом смысле, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми.
Дошкольник ждет и жаждет одобрения близких взрослых, боится наказания, стремится соблюдать нормы и требования. Тем самым, одним из ведущих нравственных мотивов дошкольника является стремление сохранить и упрочить позитивное отношение родителей к себе. При этом оценка со стороны взрослого помогает ребенку осознать положительные и отрицательные стороны его поступков, а также причины конкретной оценки. Оценка дает возможность дошкольнику в следующий раз быть более внимательным, послушным или вежливым.
Воспитание самоуважения у ребенка обусловливается целым рядом факторов. Уважающий себя ребенок вырастает более приспособленным к жизни, счастливым, уверенным в себе и своем успехе. Родителям старшего дошкольника следует воспринимать его серьезно, тогда он будет откровенен. Дошкольнику также необходимо иметь достойный пример в лице своих родителей. Чрезмерная критика в адрес ребенка со стороны родителей могут лишить его самоуважения, вызвать недоверие и негативизм. Такие качества, укоренившись в характере ребенка могут создать у ребенка представления о том, что нет ничего хорошего для него в том, чтобы стараться быть хорошим.
Таким образом, на развитие личности и психики ребенка влияет целая система самых разнообразных факторов, которые содержат в себе как биологические, так и социальные направления. При этом следует подчеркнуть многогранность взаимосвязи психического и биологического, где биологическое может выступать по отношению к психическому в качестве некоего механизма, предпосылки развития психического, содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, причина отдельных поступков и т. д.