Лариса Галямова
Семинар для педагогов «Одарённые дети»
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию.
Виды одаренности :
Публикация «Семинар для педагогов „Одарённые дети“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Практическая деятельность: одарённость в ремёслах, спортивная и организационная.
Познавательная деятельность: интеллектуальная одарё нность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности : одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.
Художественно-эстетическая деятельность : хореографическая одарённость, сценическая одарённость, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость.
Коммуникативная деятельность: лидерская одарённость
Духовно-ценностная деятельность : проявление в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Предлагаю провести дискуссию на тему «Одарённый ребёнок – это УДАЧА или ПРОБЛЕМА» для педагогов и родителей.
Особенности работы с одаренными детьми.
В ДОУ создаётся группа сопровождения одаренного ребенка.
В неё входит :
Административная группа: заведующая ДОУ, старший воспитатель
Педагог-психолог, педагог по развитию ЭМП, воспитатели групп, учитель-логопед и родители.
Развивать имеющиеся у детей способности, необходимо на основе индивидуального подхода.
Работа по выявлению одарё нных детей в ДОУ включает в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребё нка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- психолого-педагогический мониторинг : наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, поделок и др.
Выявление одаренных детей - это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. При проведении диагностики ребенка важно также учитывать такие факторы, как социальный, экономический и образовательный статус его семьи, национальную принадлежность, а также влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение. Важными являются также учёт специфики возраста, выявление как реальных, так и потенциальных возможностей.
Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики.
Затем проводится коррекционно- развивающая работа.
1. Работа с детьми:
диагностика
развитие интеллектуальных способностей ребенка,
развитие эмоциональной сферы, развитие социально-личностной сферы
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогами
Качества, необходимые воспитателю
для работы с одаренными детьми :
Воспитатель должен:
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.