Лариса Галямова
Семинар для педагогов «Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому при обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одна из таких методик -
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Мнемотехника-- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
В переводе с греческого «Мнемотехника» - «искусство запоминания». Наша с вами -
Цель: разностороннее развитие дошкольников посредством использования технологии мнемотехники в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Основа обучения – развитие творческого познания.
Основные задачи мнемотехники :
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Технология «мнемотехника» способствует
развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
развитие мелкой моторики рук;
формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
формированию целостного восприятия окружающего мира;
развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
Мнемотехнику в детском саду называют по разному:
Воробьева В. К называет эту методику - Сенсор-графическими схемами;
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями;
Глухов В. П. - блоками – квадратами;
Большева Т. В. - коллажем;
Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать все образовательные области :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Ее содержание определяет педагог. Он может нарисовать все, что считает нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
1) мнемоквадрат- это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
2) мнемодорожка
3) мнемотаблица -это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Графическое изображение
"девочка”, “маленькая девочка” :
Главное – условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Требования:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета
2. Раскрыть сущность в объекте.
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна
Рассмотрим примеры использования мнемотехники в различных образовательных областях.
«Мнемотехника» и образовательная область «Речевое развитие»
заучивание стихотворения
Суть этого способа в следующем: ребёнок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью.
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Пересказ
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;
– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей
Пересказ р. н. сказки "Сивка Бурка" (картинка)
Схемы для составления рассказов по методике В. К. Воробьёвой
Для формирования связной речи у дошкольников можно использовать графические таблицы или схемы. Применение таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений. Проще говоря последнее слово в предложении становится первым словом в следующем, таким образом дети составляют связный рассказ.
Это огород. На огороде растут овощи. За овощами ухаживает бабушка. Бабушка поливает овощи. Из овощей бабушка варит суп. Суп очень нравится детям. (картинка)
Моделирование
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера :
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;
• силуэтные и предметные картинки.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Описание деревьев (картинка)
Стихи (картинка)
Схема слов (картинки)
Познавательное развитие (4 картинки)
ФЦКМ,ФЭМП
Художественно-эстетическое развитие
(картинка)
Организовывая работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, предлагаются задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки, использовать анализ схем с изображением характерного признака, а затем самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы
использование опорного материала, в качестве которого выступают тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур. Например, детям предлагается нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешиваются контуры фигур, и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы. В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получаются интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывает и решает рисунок самостоятельно и по- своему видит конечный результат.
Бумагопластика
(картинка)
Социально-коммуникативное развитие
Схемы алгоритмов действий,
Пиктограммы эмоций (картинка)
Музыка и мнемотаблицы
(картинка)
В мнемотаблицу закладываем определенную информацию для формирования музыкально-слуховых певческих представлений, восприятия музыкально-ритмической культуры и исполнительской деятельности на музыкальных инструментах-игрушках.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании песен, потешек, закличек.
Процесс обучения детей с помощью мнемотаблиц проходит поэтапно :
Обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Беседы о музыкальном произведении, слушания музыки.
Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию конкретного музыкального произведения. Расшифровка символов, раскодирование информации.
Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.
Воспроизведение детьми музыкального произведения (песни, танца, музыкально-подвижной игры).
Физическое развитие
(картинка)
Заключение
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц и моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: - модель должна отображать обобщённый образ предмета; - раскрывать существенное в объекте; - замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, мышление, воображение.