Елена Претцер
Семинар-практикум «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе ОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя».
Академик Андрей Петрович Семёнов
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Публикация «Семинар-практикум „Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе ОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Квалификационные характеристики практически всех должностей работников образования предъявляют требования по знанию основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, по использованию современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Сегодня мы попытаемся разобраться, что же такое ЭОР, как можно их использовать.
Так что же такое ЭОР? Отметьте любым символом правильные на ваш взгляд определения.
….
Коллективное обсуждение результатов теста «Что такое ЭОР»
Понятие «образовательный ресурс»
-Какие виды образовательных ресурсов знаете и используете в работе?
Понятие «электронный образовательный ресурс»
-Назовите ЭОР, которые вы используете в работе Понятие «электронное цифровое устройство»
-Какие, на ваш взгляд устройства относятся к электронным цифровым устройствам?
Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в педагогическом процессе.
Классификация ЭОР
по цели создания:
• педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
• культурные информационные ресурсы, существующие от учебного процесса независимо;
по природе основной информации:
• текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
• изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки;
• звуковые, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
• программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы, на языке программирования или в виде исполняемого кода;
• мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач;
по наличию печатного эквивалента:
• представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;
• самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;
по технологии распространения:
• локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
• сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
• комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;
по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР:
•детерминированные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем;
• интерактивные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком;
• предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;
• информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; -
• моделирование объектов, явлений и процессов;
• расширение сектора самостоятельной учебной работы за счёт использования активно - деятельностных форм обучения;
• тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
• контроль и оценка знаний учащихся и др.
Отличительные особенности ЭОР:
-обеспечение всех компонентов образовательного
процесса
-интерактивность
-возможность удалённого (дистанционного, полноценного обучения
- применение ЭОР при проведении инструктажа (по охране труда и технике безопасности с педагогическими работниками.)
- использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагогического работника.
Использование в образовательном процессе :
- при организации НОД
-при организации совместной деятельности взрослого и ребёнка;
-в самостоятельной деятельности детей;
- при взаимодействии с семьями воспитанников;
- поддержка индивидуальности ребёнка.
ЭОР способны обеспечить:
• все компоненты образовательного процесса : получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
• расширение сектора самостоятельной учебной деятельности;
• изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
• ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
• переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
• реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.
Банк электронных образовательных ресурсов — хранилище специально отобранных в соответствии с образовательной программой ДОО информационных ресурсов, которыми могут пользоваться все участники образовательного процесса.
Собственный банк электронных образовательных ресурсов необходим в каждой ДОО и может стать критерием оценки качества образовательной деятельности. Ведь сочетая традиционные и современные методы и формы работы, педагоги могут достичь максимально положительного результата.
Данная форма организации информационных ресурсов для реализации образовательной программы очень практична, удобна и незаменима в детских садах, которые активно используют информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ).
Банк электронных образовательных ресурсов следует формировать исходя из потребностей конкретной ДОО. При этом важно учитывать запросы всех участников образовательных отношений.
Банк электронных образовательных ресурсов МДОУ включает 3 каталога.
Каталог образовательных ресурсов для педагогов и родителей — ссылки на сайты, которые содержат:
• перечень нормативных актов в сфере дошкольного образования;
• информацию о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, защите их прав;
• практические материалы по организации различных видов детской деятельности;
• информацию об интернет-конкурсах для дошкольников.
Каталог образовательных ресурсов для совместного использования родителями и детьми — ссылки на сайты, которые содержат:
• обучающие онлайн-игры;
• видеоролики, мультфильмы, аудиосказки, презентации;
• коллекции раскрасок;
• идеи для совместного творчества и т. п.
Каталог образовательных ресурсов для реализации образовательной программы ДОО (далее — Каталог). Для его наполнения была создана творческая группа из числа педагогов, которые в совершенстве владеют ИКТ. В течение года они подбирали материалы в соответствии с задачами образовательной программы детского сада.