Прокопенко Елена
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОО
Здоровьесберегающие технологии - технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. По определению Татьяны Сергеевны Овчинниковой Здоровьсберегающие технологии в дошкольном образовании это «технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей»
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
В нашей группе в ходе режимных процессов соблюдаются все эти технологии.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для нашего возраста. Также в гимнастике мы используем физкультурные пособия (мячи, обручи, флажки и т. д., которые повышают интерес, улучшают качество движений.
С помощью пальчиковой гимнастики у детей развиваем и совершенствуем мелкую моторику рук, развиваем умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Вызывает у детей положительные эмоции.
Следующая дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, в физминутки во время занятий, на прогулке, после дневного сна.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка в нашей группе мы придаем развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. В старшем возрасте развивают физические качества, прежде всего выносливость и силу. Поэтому в нашей группе мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме, занятия из подвижных игр большой, средней и малой подвижности, занятия соревнования. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Кроме подвижных игр, в нашей группе мы еще используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, упражнения с обручем, упражнение на полосе препятствий.
Также в нашей группе мы проводим и гимнастику бодрствования, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Гимнастика проводиться при открытых окнах. В течении года используются различные варианты гимнастики.
Всегда после сна дети проходят по массажной дорожке. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе и плавно переходят на бег и снова переходят на спокойную ходьбу. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы.
В нашей группе мы используем самомассаж - это нетрадиционный вид упражнения, помогающий естественно развиваться организму ребенку. При использовании таких упражнений используется ряд приемов: поглаживание, растирание, пощипывание, сгибание и разгибание пальцев. Также массаж делается с помощью разных предметов, например: карандаши, массажный мячик. Важно следить чтобы ребенок не надавливал сильно на указанные части тела, а слегка массировал круговыми движениями.
Для проведения сказкотерапии в группе мы используем театральный уголок, игровой материал для сюжетно - ролевых игр, для игр подвижных и дидактических, книжный уголок, маски, шапочки. Сказкатерапия позволяет безболезненно и безопасно относится к жизненым ценностям.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.