Елена Михайленко
Семинар для педагогов «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» (1 с-д)
Цель семинара :
сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Задачи семинара :
1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
2. Укреплять субъективную позицию педагогов.
Публикация «Семинар для педагогов „Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
(2 с-д) Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования? (3 с-д)
(4 с-д) В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
• способом обучения;
• деятельностью для реализации творчества;
• первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр;
последовательная деятельность педагога по :
• отбору, разработке, подготовке игр;
• включению детей в игровую деятельность;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его
ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
(5 -6 с-д) Задачи игровой технологии :
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
3. Сделать воспитательный процесс управляемым.
(7 – 8 с-д) Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
• По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
• По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно- ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
(9- с –д) Использование игровых технологий :
• активизирует воспитанников;
• повышает познавательный интерес;
• вызывает эмоциональный подъём;
• способствует развитию творчества;
• максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
• позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно- образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Этапы игровых технологий.
1 этап. Разработка игры
- описание игры,
- подготовка материального обеспечения.
2 этап. Знакомство с игрой.
- постановка дидактических целей,
- распределение ролей.
3 этап. Работа над заданием.
- образовательная деятельность подчиняется правилам игры.
4 этап. Анализ и обобщение.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы :
• восприятие,
• внимание,
• память,
• воображение,
• мышление.
(10- 11 с-д) Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя :
• игровые тренинги;
• сюжетно – ролевые игры;
• театрализованные игры.
Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные
на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
• игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
• игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
• игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Подробнее хочу остановиться на развитии и коррекции речи дошкольников средствами игровых технологий.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в логопедическом кабинете создана Развивающая Предметно-Пространственная Среда. Подобраны игрушки, большое количество дидактических игр. Игрушки используются как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. На каждое подгрупповое занятие «приходят гости». Например «Гласные девочки», которые приносят определенный гласный звук и картинки, (12 с-д) «Весёлый язычок», (13 с-д) Жук буквоед, который съедает часть буквы, её элементы. Кукла, рассказывающая детям, что собирается в школу, и о том, что пытается накопить большой багаж знаний. Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Подгрупповые логопедические занятия по обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной группе. Для облегчения усвоения учебного материала, изготовлены дидактические пособия своими руками: (14 с-д) «Звуковая карусель», (15 с-д) «Кот рыболов», (16 с-д) «Звуковая гусеница», (17 с-д) игровое пособие для развития речевого дыхания, (18 с-д) «Дерево звуков», (19 с-д) Игровое пособие «Волшебное превращение буквы» (20 с-д, Пособие для проведения звукобуквенного анализа слов «Умные губки»(21 с-д) для закрепления понятия гласный звук, твёрдый и мягкий согласный звук используется игра «Регулировщик» (в набор входят фонарики красного, синего и зелёного цвета). С помощью таких игр проводится работа, по закреплению изученных звуков и букв, лексического материала, по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. (22 с-д) Для развития мелкой моторики рук, используются игры, изготовленные из бросового материала в ходе реализации детско- родительского проекта «С пальчиками играем, речь развиваем». В планах на будущее разработать картотеку пальчиковых игр с использованием еловых шишек. (23 с-д) Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике, используется игровой макет «Сказки о весёлом язычке, (24 с - д) книжки малышки с авторскими сказками, сделанными в ходе детско-родительского проекта «Приключения весёлого язычка». (25 с-д) В работе используется ИКТ, самостоятельно разрабатываются игровые презентации на закрепление лексического материала, игры для закрепления изученных звуков и букв. Используются авторские логопедические программы «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед». ИКТ широко используются при проведении игр – викторин, конкурсов чтецов и т. д. (26 с-д) Большое значение для детей дошкольников имеют театрализованные игры. Дети входят в образ героев, раскрепощаются, учатся выступать на сцене. Также сегодня хотелось поделиться опытом коллег из детского сада «Журавлик» ст. Евсино. Которые на семинаре презентовали игры с использованием фонарика. (27 с-д) Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Игры можно использовать:
• На групповых занятиях, при изучении лексического материала;
• Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
• При решении математических задач;
• При работе над грамматическими категориями;
• В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);
Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников.
(28-29 с-д) Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам, и помогает окошко с волшебным названием «Игра»….
Практическая часть (30 с-д)
Игра Викторина
1. Ход игры по - другому? (содержание)
2. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
3. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
4. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
5. Необходимый компонент игры - без чего не начнёшь игру? (замысел)
6. Первая игрушка малыша? (погремушка)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
8. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
9. Современный детский конструктор? (лего)
10. Атрибут, как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маска)
11. Разговор между двумя лицами? (диалог)
12. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
13. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
14. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила)
15. Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мячик, игрушка)
16. Главная роль в народной игре? (водящий)
17. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
18. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
19. Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
20. Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
21. Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
22. Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Ну конечно вспомним русские народные сказки.
Именем какой рыбы можно творить заклинания? (щука)
Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (печку)
Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (серый волк)
Что разбудило Финиста-Ясного сокола от сна колдовского? (гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза)
Кто сломал теремок? (медведь)
Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (три)
Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? («избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом»)
На чем летает Баба-Яга? (в ступе и на метле)
Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди)
Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
Какие реки в сказках текут? (молочные)
Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (на волчий хвост)
Без кого репку бы не вытянули? (без мышки)
Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать? (можно стать козленочком).
Игры с фонариком («Кто спрятался за стогом», «Приготовим сок», «Что в мешке», «Что лежит в чемодане»)
Технология изготовления игр проста:
• 1. Необходимо распечатать все картинки (емкости и предметные картинки).
• 2. Затем соединить между собой емкости и предметные картинки, причем предметная картинка должна быть лицевой стороной приклеена за изображением емкости.
• 3. Для более долговечного использования карточки следует заламинировать.
• 4. Затем подносим к готовой карточке фонарик с обратной стороны и у нас проступает рисунок.
• А дальше педагог может включить все свои творческие способности и обыграть как угодно.
Игра «Звуковая карусель» (Гласные звуки)
Игра «Крокодил».
Ведущий: послушайте правила: я задаю по очереди двум игрокам каждой команды слова. За определенное время члены одной команды, пытаются объяснить другой команде заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты и мимику). Тот, кто уже поучаствовал, садится на место. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).
Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие.
Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.
Игра «Гусеница»
(Педагоги встают цепочкой друг за другом. Задача «гусеницы» - преодолеть все препятствия).
Я большая и цветная,
Гусеница озорная.
Мне на месте не сидится,
Буду с вами веселиться.
«Наша гусеница начала свое движение медленно, не спеша двигается гусеница и тут на ее пути встречаются несколько маленьких луж (ориентиры, которые нужно перепрыгнуть, и стала гусеница прыгать, да так чтобы не замочить свои красивые ножки. Лужи остались позади, а дорога длинная, идти еще долго и решила гусеница бежать побежала все быстрее и быстрее… устала, остановилась, присела отдохнуть… встала, вновь пошла, и тут на пути новое препятствие – бревно, испугалась гусеница и попятилась назад. Пятилась, пятилась, но… решила не отступать и смело пошла вперед на «бревно» (натянутая скакалка) да так ловко, что бревно позади осталось. Гусеница снова пошла вперед, всем улыбается, машет рукой. левой, правой, всем шлет воздушные поцелуи. Остановилась гусеница.
Педагог : - Какая замечательная гусеница. Как приятно на вас смотреть, как близко вы находитесь друг к другу. И если убрать хотя бы одного из вас – вся гусеничная композиция нарушится. Ведь каждый из вас – частичка команды-коллектива, и каждому из вас в нём есть достойное место.
Спасибо за внимание!