Аяна Ондар
Семинар для педагогов ДОУ «Речь беднеет, вот вопрос — нам поможет ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : углубление знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Речь беднеет, вот вопрос — нам поможет ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Учитель года
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
За последние несколько лет практика общения воспитателей с детьми и родителями показывает, что возникла необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т. д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.
Типичные ошибки, встречающиеся в речи учителей и дошкольных педагогов.
В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:
А) Орфоэпические;
Б) Грамматические;
В) Семантические (лексические).
Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия). Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются: - в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);
- в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т. п.).
Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм раз-ных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:
- в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);
- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т. к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)
Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении (в прямом или переносном, которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:
- в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы»);
- нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);
- тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).
Исправьте ошибки, связанные со смешением однокоренных слов:
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. Храм – это наше духовное наследство. Надо тактически намекнуть ей на допущенные ошибки. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него. Решением жюри дипломниками конкурса «Учитель года» признаны лучшие педагоги из Хову-Аксы
Речевой коллоквиум
Командам по очереди задаются вопросы. Выигрывает та команда, ответы которой уложились в меньшее время.
Вопросы :
1) Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра)
2) Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
3) Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
4) Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моментыит. д.)
5) Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д. ; имеет богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
6) Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки,потешки,поговоркиит. д.)
7) Назовите несколько произведений художественной литературы рекомендуемой для ознакомления с детьми среднего дошкольного возраста? (русские – народные сказки; «Путаница» К. И. Чуковский; «Дядя Степа» С. Михалков и мн. др.)
8) Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (В. В. Гербова; Е. А. Флерина; О. С. Ушакова)
9) Поставьте правильно ударение в словах написанных на мольберте: звонит, каталог, торты, банты, мусоропровод, углубиться, мизерный, облегчить, баловать, красивее, занял, шарфы, сливовый, принял, алкоголь.
Хороший педагог - грамотный педагог!
Не все отдают себе отчёт в том, что наша речь лучше всякого паспорта определяет личность каждого из нас. Стоит поговорить с человеком в течение 10-15 минут на любые, даже самые обычные бытовые темы, и об этом человеке можно получить практически всю характеризующую его информацию. Можно, например, определить, откуда он родом, богат или беден его словарный запас, каков уровень его образования, правильно ли он ставит ударения в словах, не допускает ли использования слов-паразитов, широк или узок его кругозор, каков уровень его нравственности (допускает ли человек в речи грубые, вульгарные слова). Персидский поэт Саади ещё в 13 веке написал: «Умён ты или глуп, велик ты или мал – не знаем мы, пока ты слова не сказал». И нужно быть готовым к тому, что, если произнести что-нибудь типа красивЕе, звОнит или свеклА, можно тут же зарекомендовать себя как человека не очень высокой культуры и не очень высокого интеллекта.
Конечно, не в любом обществе могут заметить подобные ошибки. Однако есть такие профессии, которые настоятельно требуют от человека безупречного владения языком. Это профессии юриста, врача, филолога и, конечно же, педагога. Об искусстве вербального (словесного) воздействия педагога на тех, кого он обучает и воспитывает, хочется сказать особо.
Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Эта работа направлена на формирование личности ребенка, его интеллектуальное и нравственное развитие. Педагог должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Серьёзное нарушение этики общения – неумение выслушивать собеседника, грубо перебивать его. Кроме того, полезно приучить себя обращаться к собеседнику «на Вы», даже если это человек, младше вас по возрасту. Таким обращением преподаватель подчёркивает уважительное отношение к своему подопечному и тем самым дисциплинирует его. В дореволюционные времена в российских гимназиях «на Вы» обращались даже к учащимся младших классов. Невозможно привить человеку уважение к преподавателю, если сам преподаватель не способен уважать своего ученика.
Среди педагогов, к сожалению, встречаются и такие, кто не гнушается употреблением вульгарных, бранных выражений, позволяет резкие, оскорбительные высказывания в адрес собеседников. Подобные грубые нарушения речевой этики недопустимы. Ничего, кроме ответной озлобленности, агрессии и обиды, употребление подобных слов вызвать не может. А подчёркнуто холодная вежливость способна оказать более сильное воздействие на провинившегося.
Таким образом, речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество. Педагог – это не профессия, а образ жизни. И он обязан работать над повышением своей культуры, в том числе и речевой. Как сказал К. Паустовский, «языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни».