Получи документы

Семинар для педагогов ДОУ «Маленьким детям — большие права»

Елена Назарова
Семинар для педагогов ДОУ «Маленьким детям — большие права»
▼ Скачать + Заказать документы

«Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека»

Янка Брылъ

Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей;

2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка;

3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.

Доверчивы глаза детей,

и ангелы хранят их души.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Маленьким детям — большие права“» размещена в разделах

Пусть безмятежный тот покой

никто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

ни от обид, ни от печали.

И, словно солнышко, всегда

улыбка на лице сияет!

Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах детей. Потому что нет счастливой, свободной, интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться.

Но вначале я предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте!»

Давайте встанем и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:

В России принято пожимать друг другу руки.

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Большое спасибо, присаживайтесь.

Я вижу на ваших лицах появились улыбки и вы готовы к дальнейшему общению.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.

- В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции в 1989 году стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право.

А знаете ли вы, что вот уже более 50 лет в конце ноября во всем мире отмечается День ребёнка? Еще в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Именно 20 ноября Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает :

• защиту его от всех форм жестокого обращения,

права на охрану жизни и здоровья,

• защиту его права на образование,

права на игру,

права на сохранение своей индивидуальности.

Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребёнка к другим людям, культуре, природе и религии нашего и других народов. И здесь проводниками для ребёнка выступают взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, необходимо учиться и самому. Каждый человек в современном мире, а тем более, педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. Иначе, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?

Все вы знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека. Я предлагаю вам небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г).

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А) 45;

Б) 37;

В) 54;

Г) 53.

2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка? А) право на жизнь, гражданство, образование; Б) Право на жизнь, образование; В) Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг; Г) Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? А) органы управления РФ; Б) Органы местного самоуправления; В) Образовательное учреждение; Г) Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

Б) ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей; В) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение; Г) родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы? А) Да, если они получены с согласия родителей; Б) Да, если они получены не в результате правонарушения; В) Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители; Г) Нет, ребёнок не должен работать. 6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении? А) Учредитель; Б) Органы управления образовательным учреждением; В) Должностные лица образовательного учреждения; Г) Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в ОУ нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

А) Заведующий как представитель образовательного учреждения; Б) Заведующий как должностное лицо этого учреждения;

В) Работник ОУ, допустивший правонарушение;

Г) Учредитель ОУ.

8. Каким образом должна соблюдаться в ОУ охрана здоровья воспитанников? А)Педагогические работники ОУ обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

Б) Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

В) Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей.

Воспитатели, весь педагогический коллектив – основные участники правового воспитания детей. В нашем детском саду для правового воспитания дошкольников создаётся план, включающий работу с родителями и детьми. К мероприятиям плана относятся: заключение договоров с родителями, проведение цикла бесед, занятий по данной теме, создание банка данных семей воспитанников, выявление социального статуса семей, выявление неблагополучных семей и семей риска, оформление наглядно-информационных стендов группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме, выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребёнка. Использование сюжетов известных сказок в ознакомлении с основными правами и свободами человека поможет воспитателю в работе с детьми.

Следующее задание «Права литературных героев».

(Воспитатели по очереди берут карточки с вопросами из коробки)

• В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)

• Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)

• В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)

• В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка», «Хаврошечка»)

• Какое право нарушила Баба-Яга в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)

• Каким правом пользовалась лягушка в сказке "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)

• Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

• Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

• Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)

• Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)

• В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

• Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?» (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).

• В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его Работнике Балде»).

• В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)

Ведущий. Вам не приходилось задумываться, чем мы отличаемся от иностранцев, кроме загадочной русской души?

Один директор лицея, побывав в Калифорнии по обмену опытом работы, рассказал о том, как свободны и непосредственны в общении американские школьники. О чем бы их ни спрашивали через переводчика, они спокойно дают ответ, без волнения и напряжения. И какова реакция наших детей? Они толкают друг друга, говорят неуверенно, смотрят на учителя.

У меня сложилось впечатление, что нас, начиная с нашего рождения, знакомят с обязанностями, а их – с правами. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо начинать работу по соблюдению и защите прав ребенка. Именно в семье и дошкольном учреждении происходит нарушение прав детей.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

А сейчас предлагаю решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. Проанализируйте действие воспитателя.

Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. И у Данила тоже. Он всегда был последним, что его очень огорчило.

Воспитатель сказала, что этому можно научиться, если он постарается. Данил дома попросил папу научить его хорошо прыгать.

Ответ. Воспитатель учел развивающееся самосознание ребенка и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей.

Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?

Проанализируйте действие воспитателя.

Ситуация 2. Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди.

Милана захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: «Я - бабушка». Руслан, не хотевший никого пропускать, спросил: «Старенькая, да?»

- Конечно, бабушки всегда старенькие,- ответила Милана.

- Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать,- рассудительно заметил Руслан.

Воспитатель похвалила мальчика: «Молодец, Руслан, хорошо поступил».

Ответ. В игре «Магазин» у детей воспитываются чуткость, предупредительность, уважение к старшим.

Воспитатель косвенно влияет на игру, вызывая у детей желание поступать правильно.

Ситуация 3. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.

Какие права ребёнка были нарушены?

Ситуация 4. Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Блиц - опрос

• Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка);

• Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка (20 ноября 1989 года)

• Какая высокоразвитая страна ещё не подписалась под Конвенцией? (США).

• Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь).

• Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)

• Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей, независимо от пола).

• Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? правом, и обязанностью)

• Какой стиль воспитания несовместим с правами ребёнка? (Авторитарный).

• Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя).

• Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)

• На какие виды деятельности делятся права ребёнка? (Защита от всех форм жестокого обращения, право на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности)

• Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребёнка :

- У детей есть только одно право : делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека правовой ответственностью.

Ответ: (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребёнка :

-Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам.

(Согласно ст. 9 ребёнок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка. Ребёнок имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. (Упражнение выполняется под музыку). Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное участие и сотрудничество!

Берегите своих детей

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились.

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладеть с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок,

Или ручки протянет дочка…

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастье, – короткий миг.

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают, как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливее всех.

Берегите, пожалуйста, детство!

Публикации по теме:

Права и обязанности родителей по отношению к своим малолетним детям Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут ответственность, обязанности и за воспитание, и развитие ребенка. Согласно Семейному.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни «Мои большие права» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Мои большие права". Составитель: воспитатель подготовительной.

Консультация для педагогов «Что мы читаем нашим детям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Заинька» Консультация для педагогов «Что мы читаем.

Консультация для педагогов «Дайте детям радость труда» Во все времена и на всех этапах развития главной заботой общества являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни.

Семинар для педагогов ДОУ «О мерах, направленных на повышение эффективности работы по аттестации педагогов» Одним из условий модернизации содержания образования является профессиональный и культурный рост педагогических кадров. Поэтому аттестация.

Семинар–практикум. Деловая игра «Права сказочных героев» Семинар –практикум ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ» ЦЕЛЬ: Повышение педагогической компетентности в вопросах соблюдения прав ребёнка.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей» Семинар-практикум по теме «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей" План 1. Занятие №1 (теоретическое) «Роль.

Совместная НОД с родителями «Маленьким детям — большие права!» ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Семинар-практикум для педагогов «Витаминиада» Семинар - практикум «Витаминиада» (школа здоровья для педагогов.) Цель. Формирование потребности в здоровом образе жизни, в рациональном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Маленьким детям — большие права»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 10:31
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов ДОУ «Маленьким детям — большие права»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД